Феодосия Габышева: Созидательный труд — лучшая форма патриотического воспитания

В преддверии Дня народного единства министр образования Республики Саха (Якутия) Феодосия Габышева ответила на вопросы пресс-службы министерства.

131

День народного единства – сравнительно новый праздник, имеющий глубокие исторические корни. Каково его педагогическое содержание?

— С высоты столетий подвиги народа оцениваются через призму исторического сознания новых поколений. История и судьба России как педагогический результат, по моему убеждению, закладываются в душах юных россиян благодаря талантливым и мудрым учителям, педагогам с активной гражданской позицией, учебной литературе, общественным движениям и т.д. Хотя не только педагог, но и каждый родитель ребенку любого возраста может рассказывать на конкретных примерах из жизни своей семьи историю страны, которая созидалась разными народами, традициями и культурами. Также большую роль играют средства массовой информации – Интернет-ресурсы, телевидение, радио, печатные издания.

В условиях глобализации воспитание достойного гражданина – патриота России становится исключительно важной задачей образования. Что нового происходит в этой сфере?

— Действительно так. Это направление требует новых идей, методов организации детской деятельности. Дополнительное образование детей, независимо от места их жительства, социального статуса семей, является проверенным и надежным средством для успешности каждого ребенка. Современным детям интересны занятия по самопознанию, общению, развитию творческих и физических способностей. Надо максимально использовать все имеющиеся ресурсы государственных и негосударственных структур, социальных институтов, учреждений культуры, спорта, науки, бизнеса и т.д.

Эта мысль еще раз акцентирована на II Всероссийском съезде педагогов дополнительного образования детей, состоявшемся в конце октября в Ярославле. Делегаты обсудили ход реализации Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 г. и Стратегии развития воспитания до 2025 г.

29 октября 2015 г. подписан Указ Президента страны «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». С 2013 г. у нас действует Единое детское движение под эгидой главы республики. Мы выстраиваем единую систему взаимодействия республиканских и муниципальных учреждений, координируемую республиканским центром развития дополнительного образования и детского движения. Это тоже педагогический смысл Дня народного единства.

Недавно прошел ХIII съезд учителей и педагогической общественности. Было такое ощущение, что в дни съезда вся республика cтала дискуссионной площадкой: каким вырастет сегодняшний школьник? Каково ему сегодня и что его ждет за порогом школы? Такая обеспокоенность отмечается и в других странах. Финские учёные, например, обеспокоены судьбой молодежи, выпавшей из образования и сферы занятости после окончания периода обязательного образования.

— Как говорили древние: какова молодежь, таково и будущее государства. Школа – общество в миниатюре, отражающее все его достижения и проблемы. Любой инцидент в детской среде не должен остаться вне внимания взрослых. В конфликты могут вылиться недопонимание в межличностных отношениях или еще какие-либо частные негативные моменты. Наша задача – не допустить их, установить доброжелательную атмосферу в детских коллективах, воспитать детей в духе взаимоуважения между людьми разных национальностей, культур и вероисповедания.

Сегодня, особенно в столице республики, есть нерешенные проблемы в выборе родителями школ и детсадов. Инфраструктура не поспевает за динамичным ростом населения города. Создание необходимых условий требует значительных финансовых вложений, наличия инновационных технологий в строительстве, помощи бизнес-сообщества, поддержки меценатов и благотворителей. Надеемся, что добрые традиции попечительства и меценатства не прервутся. В этом мы тоже видим педагогический смысл Дня народного единства.

Что касается жизненных путей выпускников, то у нас проводится мониторинг занятости каждого выпускника. В целях их поддержки, повышения статуса рабочих специальностей развиваем дуальное образование в школах и с профильным министерством ведем работу по расширению направлений подготовки специалистов на базе 9 класса. Набирает популярность получение высшего образования после среднего, многие отмечают плюсы образовательной траектории «в университет через колледж».

В этом году по всей стране идет внедрение сдачи норм ГТО. Какая работа проводится у нас в республике в этом направлении?

— Люди старшего и среднего поколения хорошо помнят, что не так-то просто было сдать эти нормативы. Требовались немалые физические усилия, постоянные занятия спортом, сила воли и твердый характер.

В этом девизе ключевой смысл несет и слово «труд», что очень важно. Воспитание – это, прежде всего, формирование человека-труженика, профессионала. Благополучный во всех отношениях человек приносит больше пользы стране. Эти вопросы мы обсудили на июньской Коллегии министерства. В начале нового учебного года сеть агрошкол Таттинского улуса вышла с обращением об усилении трудового воспитания в адрес органов местного самоуправления, школ, родителей.

Созидательный труд — лучшая форма патриотического воспитания, когда дети видят его пользу для общества.