Перекрестное субсидирование в электроэнергетике Якутии представляет собой сложную схему — когда тариф для промышленных потребителей «Якутскэнерго» (центральная энергетика) берет на себя часть затрат на содержание дорогостоящей генерации дизельных станций АО «Сахаэнерго» в северной части республики.
В последние годы наметилось сокращение объема потребляемой электроэнергии крупными промышленными потребителями на высоком уровне напряжения электроэнергии, которые несут на себе бремя перекрестного субсидирования в Якутии:
— уход на оптовый рынок электроэнергии и мощности (ОРЭМ), где существует конкуренция и тарифы существенно ниже;
— уход на собственную генерацию;
— отказ новых потенциальных крупных потребителей присоединяться к сетям «Якутскэнерго».
А при уходе крупных потребителей происходит перераспределение нагрузки на оставшихся, что выражается в опережающем росте тарифов. Так, тариф на электроэнергию в 2015 году был повышен на 15%, из них 9% — это негативные последствия ухода от «Якутскэнерго» таких потребителей, как ОАО ХК «Якутуголь» и ПАО «Золото Селигдара». На 2016 год также прогнозируется значительное влияние продолжающегося ухода потребителей на рост тарифов.
Если проблему не решить, тариф на электроэнергию для мелких потребителей, в том числе для предпринимателей, бюджетных учреждений и населения может вырасти в ближайшие годы в несколько раз.
В качестве выхода из ситуации было предложено разделение тарифов на зону действия локальной (дизельной) электроэнергетики и остальную часть республики. Предполагается изыскание источника отдельного финансирования на содержание локальной энергетики, так как для приемлемого уровня тарифов в северной части республики необходимо свыше 6 миллиардов рублей (в ценах 2015г .), что для республиканского бюджета является существенной нагрузкой.
Как сообщала журналистам Антонина Борисовна: «В рамках исполнения поручений Владимира Путина по вопросу перекрёстного субсидирования тарифов на электроэнергию в Якутии, республиканским властям предстоит решить ряд следующих задач: Доказать уже новые цифры перекрестного субсидирования на 2016 год; обновить долгосрочную программу оптимизации локальной энергетики, которая должна предусматривать замещение дизельной генерации современными и экономически эффективными способами; совместно с Минфином России внести в Правительство РФ согласованный порядок и источники финансирования мероприятий по ликвидации перекрёстного субсидирования с учетом использования и поэтапного снижения (вплоть до нуля) средств федерального бюджета».
Результатом поступательного выполнения поручения Президента России должно стать разделение тарифов на электроэнергию в республике с 1 июля 2016 года на северную и центральные зоны энергоснабжения, кроме тарифов для населения, которые являются едиными по всей республике.
Параллельно с этим Правительством России изучается вопрос выравнивания тарифов на Дальнем Востоке с тарифами в центральной части России или снижения тарифов до инвестиционно привлекательного уровня.
В рамках данной работы Правительство РС(Я) направило свое предложение о необходимости снижения среднего тарифа до 2 раз. Но для этого требуется финансирование уже не 6 млрд руб., а 13 млрд руб. только для нашей республики. А с учетом всех регионов Дальнего Востоку необходимая сумма составляет около 35 млрд рублей. В случае выравнивания тарифов между Дальним Востоком и центральной частью России предусматриваетя не бюджетное финансирование, а привлечение дивидендов ОАО “Русгидро” и повышение тарифов для его гидростанций.
Данная схема по выравниванию тарифов пока только на стадии обсуждения, окончательного решения пока не принято. При этом позиция Минэнерго РФ и Минэкономики РФ едина – введение сниженного уровня тарифов за счет выравнивания только в отношении территорий опережающего развития (ТОР) и новых крупных инвестиционных проектов.