КонсультантПлюс-Якутия: Новости для юриста. Выпуск с 9 по 15 декабря

144

КонсультантПлюс-Якутия поможет всегда быть в курсе важных изменений законодательства.


Реформа ГК РФ: если заимодавец — юрлицо, договор предлагается считать заключенным до передачи денег

Законопроект подготовлен ко второму чтению. Предлагается считать договор займа заключенным с момента, когда стороны согласовали существенные условия, если заимодавцем выступает юрлицо.

К существенным условиям договора займа относится его сумма или количество вещей, передаваемых в заем. По проекту с момента согласования таких условий договор с заимодавцем-организацией будет заключенным. Если заем будет выдавать гражданин, договор будет считаться реальным.

По проекту отказаться от исполнения договора займа полностью или частично организация-заимодавец сможет только в случае, если есть основания считать, что заемщик не вернет деньги или иное имущество в срок.
Сейчас любой договор займа является реальным. Если заемщику не переданы деньги или иной предмет займа, договор является незаключенным. Это значит, что между сторонами нет взаимных обязанностей, причем неважно, кто заимодавец — организация или физлицо.

Неясно, дадут ли поправки в случае их принятия право заемщику требовать от заимодавца передачи предмета займа после заключения договора. Например, договор кредита уже сейчас является консенсуальным, т.е. заключенным с момента достижения соглашения по существенным условиям. Однако несмотря на это суды давно определились: требовать от кредитора передачи денег нельзя.
Вполне возможно, что такой подход распространится и на консенсуальный договор займа, если законопроект примут. Однако важно помнить, что приведенное мнение судов касалось именно кредита как денежного обязательства. А предметом займа могут быть и иные объекты, например вещи.

Напомним, первое чтение пакет поправок к ГК РФ прошел еще в 2012 году, после чего «большой» законопроект был поделен на несколько частей. Похоже, скоро примут очередной фрагмент. Именно в нем изложены поправки о договоре займа.
Документ: Проект Федерального закона N 47538-6/10 (текст ко второму чтению)
Какие сделки не квалифицируются судами как договоры займа? (Путеводитель по судебной практике)

Как согласовать предмет договора денежного займа? (Путеводитель по договорной работе)

С 2017 года владельцы земли и недвижимости смогут инициировать комплексное развитие территории

Предложить провести комплексное развитие территории смогут собственники земельных участков или объектов недвижимости на них. Это право будет у тех, кому принадлежит одновременно и участок, и недвижимость, а также у других правообладателей, например арендаторов публичной земли.

Процедура комплексного развития поможет владельцам земельных участков и недвижимости спланировать, как эффективно использовать территорию для размещения жилых домов, офисов, инфраструктуры и других объектов. Комплексное развитие предполагает строительство перечисленных объектов и их реконструкцию.
Участвуя в комплексном развитии, правообладатели смогут получить преимущества, например налоговые льготы и снижение арендной платы. Все это предстоит обсудить с местными властями.

Правообладателям, которые хотят инициировать комплексное развитие территории, нужно будет заключить договор об этом с муниципалитетом. В договоре определяются обязательства сторон по участию в развитии территории. Например, правообладатель за свой счет будет строить жилые и производственные объекты на участке, который ему принадлежит, а муниципалитет обеспечит строительство объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры. Такое взаимодействие выгодно для обеих сторон.

Если в комплексном развитии будут участвовать два правообладателя или больше, то им нужно оформить еще один документ — соглашение о разграничении обязанностей между собой. В нем нужно будет указать, как распределены расходы и ответственность.

Документ: Федеральный закон от 03.07.2016 N 373-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

С января исполнительный лист на исполнение решения третейского суда можно получить втрое быстрее

Арбитражный суд будет рассматривать заявления о выдаче таких исполнительных листов в течение одного месяца, а не трех, как сейчас. В такой же срок арбитражный суд должен будет успеть рассмотреть заявление об отмене решения третейского суда.
До одного месяца сократится еще один срок — срок рассмотрения арбитражным судом заявления об отмене предварительного постановления третейского суда о наличии у него компетенции.

Процедура обращения в арбитражный суд с целью отменить решение третейского суда останется прежней.

Напомним, в третейский суд организации обращаются, если договорились об этом. Они могут заключить отдельное соглашение о передаче споров в такой суд или включить оговорку в договор. Причем решение третейского суда может быть отменено в арбитражном суде.

Интересно, что закон об изменении сроков вступил в силу еще 1 сентября. Но до конца года действует переходный период: сохраняются трехмесячные сроки для всех описанных выше случаев. Сокращенные месячные сроки «заработают» с нового года.
Документ: Федеральный закон от 29.12.2015 N 409-ФЗ (рассмотренные сроки начинают применяться с 1 января 2017 года)

Что нового в третейском разбирательстве с 1 сентября 2016 года?

До 31 января туроператоры по выездному туризму должны сделать взносы в фонды выплат туристам за 2017

С 1 января объединение туроператоров в сфере выездного туризма будет формировать два фонда: резервный и персональной ответственности туроператора. Взносы в эти фонды будут платить туроператоры. Сейчас есть только один фонд — компенсационный. Его как раз и заменит резервный фонд.

Взносы в фонды ежегодные. За 2017 год туроператорам их надо заплатить до 31 января.

За 2018 и следующие годы туроператор будет перечислять взносы так:
— в фонд персональной ответственности туроператора ежегодный взнос производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом;

— в резервный фонд взнос перечисляется ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или ее представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года.

Неуплата взносов — основание прекращения членства в объединении туроператоров в сфере выездного туризма. А без этого компания не может заниматься туроператорской деятельностью.

Размер взноса в резервный фонд зависит от количества клиентов туроператора. Больше всего придется заплатить крупным компаниям, у которых за год бывает более 500 тыс. туристов. Для таких туроператоров взнос составит полмиллиона рублей. Фонд предназначен для экстренной помощи туристам.

Взнос в фонд персональной ответственности составит 1% от общей цены выездного туристского продукта за предыдущий год. Средства фонда пойдут на возмещение туристам реального ущерба, если туроператор не исполнит обязательств по договору. Другими словами, фонд создается для того, чтобы в случае ухода туроператора с рынка клиенты могли вернуть деньги.

Рекомендуем туроператорам вовремя платить взносы и учитывать эти затраты при расчете себестоимости путевок. Закон о туристской деятельности в редакции, которая начнет действовать с 2017 года, это разрешает и для взносов в резервный фонд, и для взносов в фонд персональной ответственности туроператора.
Документ: Федеральный закон от 02.03.2016 N 49-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

Дума одобрила проект об изменении срока выдачи разрешений на строительство
Поправки к Градостроительному кодексу РФ предусматривают, что заявление о выдаче разрешения на строительство будет рассматриваться в течение семи рабочих дней со дня его получения. Сейчас оно выдается за 10 календарных дней.
Новое правило планируется применять и при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Чаще всего за разрешением на строительство обращаются в орган местного самоуправления.

Если поправки пройдут все следующие этапы и вступят в силу, то при подаче заявления перед продолжительными праздниками застройщикам придется ждать своего разрешения дольше, чем сейчас.
Уже 14 декабря документ может одобрить Совфед.
Документ: Проект Федерального закона N 1022415-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1022415-6)
Принят в третьем чтении 7 декабря 2016 года

С января можно будет подавать документы через интернет не только в ВС РФ и арбитражные суды

Направлять все документы в электронном виде можно будет в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессах. Правило заработает для тех судов, у которых будет техническая возможность. Сейчас право взаимодействовать с судом через интернет закреплено АПК РФ, но касается не любых документов.
В суды, у которых будет техническая возможность, с 2017 года можно будет представлять документы в электронном виде. Это можно будет сделать через форму на официальном сайте суда.

Некоторые документы нужно будет для подачи через сайт суда заверять усиленной квалифицированной электронной подписью. Например, сейчас нельзя ходатайство об обеспечении иска включить в «электронное» исковое заявление, направляемое в арбитражный суд. Если так поступить, ходатайство не считается поданным. С 2017 года станет проще: таких последствий не будет, если заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью.

Порядок заполнения формы на сайтах судов, судя по всему, скоро установит ВС РФ. Так, для электронного обращения в ВС РФ недавно утвержден порядок, который начнет действовать с нового года.

В арбитражные суды уже сейчас можно обращаться через личный кабинет в системе «Мой арбитр» (my.arbitr.ru). Пока ВС РФ не установил положения о подаче документов в такие суды в электронном виде, действует порядок ВАС РФ.
Документ: Федеральный закон от 23.06.2016 N 220-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

Минкомсвязи хочет упростить порядок сообщения операторам связи о пользователях корпоративных номеров

Ведомство предложило отменить обязанность юрлиц ежеквартально подавать данные о фактических пользователях услуг связи. Изменения позволят абонентам-юрлицам один раз подать оператору полный перечень пользователей и затем уточнять его по мере необходимости.

В списке, как и сейчас, нужно будет указывать Ф.И.О. пользователей, места их жительства, реквизиты паспортов. Полагаем, заверять список можно подписью руководителя и печатью юрлица при ее наличии у организации.
Сохранится обязанность сообщать оператору о том, что изменились фактические пользователи услуг связи. Как и сейчас, это нужно будет делать в течение 15 дней с момента, когда стало известно об изменениях.

По действующим правилам абоненты-юрлица должны ежеквартально передавать оператору список пользователей услуг связи. Однако неясно, когда эти сведения нужно предоставлять впервые. Операторы связи решают этот вопрос по-разному. Например, в практике есть случаи, когда срок закрепляется в договоре с абонентом и составляет 10 дней после заключения договора.

Проект Минкомсвязи устранит неопределенность с моментом подачи списка. Кроме того, новшества упростят и работу операторов, и отношения между оператором и абонентом-юрлицом.

Напомним, если абонент не выполняет свои обязанности, оператор вправе приостановить оказание конкретных услуг телефонной связи. Полагаем, что именно это последствие может наступить, если не подать списки пользователей. Такой вывод можно косвенно сделать, например, из акта Девятого арбитражного апелляционного суда.

Документ: Проект Постановления Правительства РФ (http://regulation.gov.ru/projects#npa=48705)
Публичное обсуждение завершается 9 января 2017 года

Обзоры новой судебной практики по ГК РФ
В системы КонсультантПлюс включены разъяснения по важным для юристов темам: обусловленное исполнение обязательства, судебная неустойка, положения ГК РФ о рамочном договоре, переговоры о заключении договора. В обзорах по этим темам представлена судебная практика за последний год.

Требования к застройщику, покупающему обязанности банкрота, нужно будет искать в Законе о дольщиках

Содержание требований, которым должен отвечать застройщик, желающий приобрести возмездно права и обязательства строителя-банкрота, не меняется. Но важно знать, что с января их нужно искать в Законе о долевом строительстве. Сейчас эти критерии закреплены в другом законе.

Среди требований, которые применяются сейчас и продолжат применяться с января к застройщикам — приобретателям обязательств и имущества банкротов, следующие:
— отсутствие процедуры ликвидации;
— отсутствие решения об административном приостановлении деятельности;
— отсутствие за прошлый календарный год недоимки по налогам, сборам и задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты. Причем речь идет о недоимке и задолженности в размере более 25% балансовой стоимости активов юрлица.

До 1 января критерии установлены в переходных положениях закона, который и ввел возможность «замены» застройщика-банкрота. С нового года нужно будет применять аналогичные нормы Закона о долевом строительстве.
Документ: Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

Банки могут получить право отказать в валютной операции при любом нарушении валютного регулирования
Сейчас перечень оснований для отказа ограничен и не позволяет банкам поступать подобным образом. Правительственный законопроект уже прошел первое чтение в Госдуме.

Законопроект касается банков, у которых есть лицензия ЦБ РФ на проведение операций с иностранной валютой.

Предполагается, что при отказе банк должен будет сослаться на конкретное положение валютного законодательства, которому операция противоречит.

Сейчас банки вправе отказать в проведении:
— любой операции — если ее цель, по мнению банка, заключается в легализации преступных доходов или финансировании терроризма;
— валютной операции — если клиент не предоставил требуемые документы либо они недостоверны.

Среди документов, которые банк может требовать от клиента при проведении валютной операции, документы, подтверждающие личность клиента-физлица, регистрацию юрлица, документ о правах на недвижимость.

ЦБ РФ вправе наказывать банки за несоблюдение подобных требований. Например, выдать предписание, оштрафовать или ограничить проведение отдельных операций.

Документ: Проект Федерального закона N 1166026-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1166026-6)
Принят в первом чтении 9 декабря 2016 года