Половина жителей Якутии узнает о главных событиях страны и мира с опозданием. Теряются письма и посылки, а ответственные за их доставку разводят руками. Вопросы повышения качества почтовых услуг в районах Якутии и информированност
Участниками «круглого стола» стали руководитель Якутского филиала «Почта России» Алевтина Игнатьева, 1-й заместитель министра связи и информационных технологий РС(Я) Николай Гришаев и журналисты государственных СМИ.
В наш информационный век сообщения на электронный почтовый ящик поступают сразу после отправки их адресатом. Интернет-сервисы позволяют следить за событиями мирового масштаба в режиме онлайн. Чудо? Нет. Мы привыкли к такому удобству. Но существует и продолжает играть важную роль в жизни и привычная не электронная почта. Однако при этом задержка газет и журналов, писем и уведомлений на месяц и более, а то и вовсе их утеря, которые, казалось бы, должны быть явлением доисторического прошлого, все еще случаются и довольно часто. На «круглом столе» мы постарались получить ответы на вопросы и жалобы по работе почты, поступающие из разных концов республики.
Бесплатные газеты – за деньги?
Первый вопрос поступил из Верхнеколымского улуса. Главный редактор газеты «Колымские новости» Мира Шаркевич жалуется на неудобный график работы местного почтового отделения, на постоянные задержки корреспонденции. Газеты лежат на складах, до конечного адресата доходят с опозданием, а порой и вовсе не доходят. В отделении почтовой связи (ОПС) работают всего два человека. По словам Миры Шаркевич, застать начальника ОПС трудно, на работе она появляется редко. Газеты «Якутия» и «Саха сирэ» с 1 января доставляются до адресата бесплатно, но почтовые работники продают их… за деньги.
Руководитель Якутского филиала Почты России Алевтина Игнатьева: «По поводу отправки почтовых отправлений в Зырянку могу сказать: мы в курсе проблемы. Неделю назад этот вопрос решили полностью. Причина задержки — в отмене авиарейсов. В таких ситуациях авиаторы идут навстречу людям и отдают приоритет пассажиропотоку. Почту начали брать на борт самолета лишь в конце января.
То, что газеты идут на продажу — жалоба не подтверждена. Торговать бесплатными изданиями мы не можем. Технология реализации просматривается в почтовом окне. Работники почты при всем желании не смогут продать бесплатную газету.
Поселок Зырянка у нас в прерогативе, постоянно проводим проверки, работа начальника ОПС под жестким контролем. Тем более в прошлом году выделили им новый автотранспорт, так что сегодня по доставке корреспонденции внутри района проблем нет».
Модератор: «Жалоба из Ленского района также поь доставке газет. Читатель подписался на обе газеты – «Якутию» и «Саха сирэ», но почта не приносит ни ту, ни другую».
Алевтина Игнатьева: «Надо конкретно разбираться, смотреть, какой был договор – до востребования в ОПС или до квартиры. Бесплатные газеты – проект совершенно новый. Когда внедряется что-то новое, могут быть некоторые несоответствия. Я встречалась с руководством холдинга «Сахамедиа», подводили итоги за январь, просматривали логистику. Думаю, проблемы решатся».
Молодой коллектив филиала
Поступил целый блок вопросов, касающихся укомплектованнос
По словам Алевтины Игнатьевой, якутский филиал самый укомплектованный не только по Дальнему Востоку, но и по России – на 97%. Свободные вакансии имеются лишь в Мирном и Ленске. Там находится «АЛРОСА», другие крупные компании, где заработная плата высокая, поэтому люди идут работать на почту неохотно. Тем не менее, как отметила руководитель филиала, Почта России – стабильная компания, вовремя выплачивающая зарплату работникам, дающая хороший соцпакет. По поиску штатов мы работаем.
При этом за последние четыре года средняя заработная плата в филиале выросла на 30%, в том числе и у почтальонов. В прошлом году она два раза повышалась, а с середины года состоялся переход на новую систему мотивации и премирования. Раньше премия составляла 15% от оклада, сейчас 30%, плюс дополнительные бонусы, которые идут от подписки, торговли, страховых продуктов.
«Якутский филиал Почты России насчитывает две с половиной тысячи человек. Средний возраст 40 лет, много молодых кадров. Есть, конечно, недочеты, какие-то частные моменты. Не ошибается тот, кто не работает», — резюмировала Алевтина Игнатьева.
От благодарности до «вернуть деньги»
Однако разговор на «круглом столе» достаточно скоро снова вернулся к теме подписки на периодические издания, включая не только бесплатные республиканские газеты.
Из Жиганского улуса поделился своим мнением главный редактор газеты «Новости Жиганска» Алексей Матвеев: «Республиканские газеты выходят регулярно. Все нормально, население передает вам слова благодарности».
«Очень радостно это слышать. Чтобы улучшить качество работы, организовать масштабную подписку и доставку периодики без нареканий, мы плотно работали два года», — отреагировала Алевтина Игнатьева. Также модератор «круглого стола» озвучил сообщение из Горного улуса, где подписка на газеты там не снижается последние пять лет.
Но все же якутяне воспользовались возможностями «круглого стола», в первую очередь, чтобы задать проблемные вопросы, которые их особо волнуют.
Жалоба из Томпонского улуса: Людмила Винокурова и другие жители крайне недовольны работой начальника местного ОПС. Требуют, чтобы ее сняли и поставили другого человека. Кстати, были также резкие письма в адрес работы отделения почты в поселке Теплый Ключ».
Алевтина Игнатьева: «Мое личное мнение: каков начальник, таково и отделение. Томпонское отделение возглавляет Ольга Георгиевна Уколова – человек с большим стажем. Работы на почте очень много, там не только почтовые услуги, но и посылочный и финансовый бизнес, доставка пенсий, подписка. Жалоб от населения Томпонского района ни в наше отделение, ни в адрес Чурапчинского (объединенное межрайонное подразделение, в состав которого также входит Томпонское отделение) не поступает. Если какие-то негативные моменты все-таки есть, обратитесь на Чурапчинский почтамт, мы проведем дополнительное расследование».
Модератор: «Неоднократно поступала критика в адрес ОПС Верхоянского улуса из села Верхоянск. Бесплатные газеты «Якутия» и «Саха сирэ» поступают крайне плохо. В феврале работники почты «обрадовали» подписчиков новостью, что газет станет меньше, они будут раздаваться по организациям».
Алевтина Игнатьева: «В Верхоянском улусе более двух тысяч человек подписались на республиканские издания. Жалоб от жителей на то, что почта плохо отработала, не поступало. Мы каждую неделю общаемся с генеральным директором холдинга «Сахамедиа» Кириллом Алексеевым и его заместителем Верой Арбыкиной. Если жители не получают газеты, то пусть обращаются туда, где они делали заявку, то есть в редакцию. «Сахамедиа» передаст нам, а мы отработаем».
Модератор: «Эвено-Бытантайс
Алевтина Игнатьева: «Хотелось бы увидеть конкретную жалобу, узнать адрес, откуда она поступила, чтобы мы отработали с подписчиком».
Модератор: «В Тикси до сих пор не получили ни одного номера «Якутии» и «Саха сирэ».
Алевтина Игнатьева: «Если не получили, то только из-за погодных условий. В Булунском улусе вторую неделю метет пурга. У нас есть связь со всеми 420 почтовыми отделениями. По корпоративной сети узнаем, какая погода, самолет прилетел или не прилетел. Контролируем остатки почтовых отправлений на контрольном сортировочном центре. Раньше лежало по 30-40 тонн почты. Сейчас такого нет. Из Москвы поступает порядка 5-7 тонн почтовой корреспонденции, все обрабатывается и отправляется по адресам».
В помощь самолеты и 75 автомобилей
Следующий блок вопрос был направлен представителю Минсвязи, также принявшему участие на «круглом столе» в качестве эксперта.
Модератор: «Какую работу Минсвязи и информационных технологий РС(Я) проводит совместно с почтой?»
Отвечает 1-й заместитель министра связи и информационных технологий РС(Я) Николай Гришаев: «Подписано соглашение между Правительством республики и Почтой России. Стараемся совместно решать все проблемные вопросы, касающиеся доставки, задержек. В 2014 году в республике появился самолет, который создал хорошие условия для доставки. До этого склад был забит почтовой корреспонденцией
В 2015 году Почта России получила около 75 единиц автотехники. Благодаря тому ведется доставка до наслегов, куда не летает авиатранспорт. Организовали терминалы по безналичной покупке газет.
Почта России – это большая сфера предоставления всевозможных услуг, правительство республики заинтересовано в развитии почты».
Модератор: «Насколько помогает Почте России развитие средств телекоммуникации
Николай Гришаев: «Они помогают не только Почте России, но и всем отраслям экономики. Стартовал проект использования мобильных постсигналов. Они помогают почтальонам, которые могут более плотно работать с населением и проводить все операции на дому. Мобильные приложения работают через 3G благодаря цифровым технологиям вай-фай. Это намного облегчает работу Почты России».
Модератор: «Возможность использования мобильного приложения есть у всех жителей?»
Николай Гришаев: «К сожалению, нет. Там, где есть возможность строительства оптоволоконных каналов связи, сотовые операторы могут запустить свои приложения. Те населенные пункты, где ее нет, мы пытаемся охватить беспроводным доступом к Интернету. Думаю, к 2020 году мы этот проект завершим».
На оленях и по Интернету
Вопросы доставки почтовой корреспонденции в самые удаленные районы поступили и в адрес непосредственно руководства якутского филиала Почты России.
Модератор: «Какое самое отдаленное отделение почты и как туда доставляется корреспонденция? К примеру, оленеводам?»
Алевтина Игнатьева: «В Якутии 109 оленеводческих бригад. Они есть не только в Арктике, но и в Томпонском районе, Нерюнгри, Кобяе. У каждой бригады свой юридический адрес, доставляем письма, газеты на почтовый адрес. Почта планирует выполнять, кроме прочего и социальную функцию — обеспечивать продуктами питания. Но это еще в планах.
В Эвено-Бытантайск
Модератор: «Как обстоят дела с посылками?»
Алевтина Игнатьева: «Наше население интенсивно заказывает товары по Интернету. Мы входим в десятку, если не в пятерку по России. За последние годы объемы выросли в разы. Люди пользуются, это очень хорошо. Рост составляет около 20% от месяца к месяцу».
Модератор: «Появятся ли суда воздушной подушке для доставки почты в заречные районы?»
Алевтина Игнатьева: «Обязательно. Готовим техническую документацию для объявления тендера».
Институт подписки не теряет оборотов
На фоне все громче звучащих прогнозов об очень скорой смерти бумажной прессы и подписки как таковой, вполне логично прозвучали вопросы об этих институтах, направленные специалисту, непосредственно видящему все имеющиеся тенденции, Алевтине Игнатьевой.
Модератор: «Много ли желающих выписывать периодику, в том числе и центральную?»
Алевтина Игнатьева: «Подписка для нас в приоритете, она стоит на первом месте. Якутия входит в десятку самых читающих регионов России. За второе полугодие 2016 года тиражи выросли на 3%. За первое полугодие 2017 года еще больше — мы убрали третью зону. Тем самым цена подписки для арктических районов сильно снизилась. Человек, проживающий в Чокурдахе или Андрюшкино, подпишется на журналы и газеты по цене Вилюйска или даже Нерюнгри.
Делается все, чтобы поднять статус института подписки. Имеется свой почтовый каталог, войдя в который можно получить дополнительную скидку 25%. Внедрили один интересный проект — «Дерево добра». Любая организация может подписать на любые газеты и журналы дома инвалидов и престарелых, детские дома, кого-то из пенсионеров за свой счет. Акция стала популярной. На первое полугодие 2017 года наши меценаты, главы улусов, наслегов, Конституционный суд, связисты, да и просто жители собрали около двух миллионов. Подписали около двух тысяч экземпляров».
Модератор: «Какова структура подписки на периодику?»
Алевтина Игнатьева: «60% — население, 40% – предприятия. 50% выписывает местные издания, 50% — центральные. Среди журналов лидируют «Байдам», «Байанай». Много новых глянцевых журналов. Люди очень хорошо подписываются. Тиражи небольшие, но стабильные».
Отметим, что, видимо, еще не пришло время для обобщения данных, учитывающих новые формы подписки и распространения государственных СМИ, реализуемых с января этого года. Совокупный разовый тираж газет «Якутия» и «Саха Сирэ» в 2017 году уже близок к 100 тыс. экземпляров, и на сегодняшний день такие показатели в республике вне конкуренции.
Банковские услуги на почте. Придется подождать
Еще один блок вопросов, заданных экспертам на «круглом столе», касался давно уже анонсированного Почты-банка, а также интеграции почты с другими банками, в частности, утановки банкоматов в почтовых отделениях. На эти вопросы отвечал Николай Гришаев.
Он сообщил, что там, где будут предоставляться банковские услуги, там и будут открыты банкоматы. По этому поводу руководство министерства и почты будут собираться отдельно, чтобы экстренно решить вопрос.
Министр связи России в свой приезд на встрече с руководством Якутии поднимал вопрос и по поводу почты. Пока будут открыты семь окон оказания банковских услуг. В будущем должны быть охвачены 26 райцентров, еще пять окон в Якутске, несколько в Нерюнгри, Мирном.
Также Николай Гришаев сказал на «круглом столе», что запланировано открытие банковских окон в 37 населенных пунктах, в том числе в Тикси. Само внедрение Почты-банка затягивается, потому что нет представителя уполномоченного «Лето-банка» на Дальнем Востоке. В других регионах они уже открыты.
По словам Николая Гришаева, офиса Почты-банка в Якутии пока нет. В перспективе он должен внедриться даже в удаленных населенных пунктах, чтобы людям было удобнее. Со временем так и произойдет.
«Почта-банк будет очень удобен для населения, произойдет оживление банковских услуг в ОПС. Приход Почты-банка предоставит конкурирующие услуги, зарплатные карты. Он должен присутствовать в нашем регионе», — заявил Николай Гришаев.