На актуальных для Якутии вопросах акцентировала внимание депутат Госдумы, член комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова во время работы профильного комитета над главным финансовым документом страны.
В ходе подготовки к первому чтению законопроекта о федеральном бюджете на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов комитетом по бюджету и налогам совместно с правительством РФ, Счетной палатой тщательно проанализированы все государственные программы, финансирование которых предусмотрено в федеральном «трехлетнем» документе. В числе приоритетных – программа «Развитие транспортной системы РФ». Для такого крупного региона, как Якутия, развитие транспортной инфраструктуры – это ключевое условие ускоренного развития ее экономики, реальное повышение уровня и качества жизни населения.
Томмот – Нижний Бестях
Безусловно, одно из главных звеньев повышения транспортной доступности – завершение строительства пускового комплекса Томмот-Нижний Бестях железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск, имеющей колоссальную значимость для нового качества жизни в регионе.
По словам Галины Данчиковой, к заседанию комитета была получена официальная информация Минфина РФ о восстановлении в проекте бюджета на 2018 год финансовых средств на завершение строительства крупного инфраструктурного объекта. Парламентарий отметила, что при строительной готовности комплекса на 94%, дальнейшее затягивание сроков ввода его в эксплуатацию – это не только неэффективное, но и недопустимое использование государственных инвестиций. Депутатом вместе с руководством республики проводилась системная работа по восстановлению в федеральном бюджете средств на завершение стройки.
На это нацеливает поручение президента страны Владимира Путина, которое было дано на заседании Президиума Госсовета во Владивостоке в сентябре 2017 года.
Сегодня все участники завершения строительства должны урегулировать на федеральном и региональном уровнях возникшие процессуальные и организационные вопросы. Их решение позволит использовать целевые бюджетные средства и ввести в постоянную эксплуатацию в 2018 году пусковой комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях).
Доступное авиасообщение
Повысить транспортную доступность населения Дальнего Востока, по мнению депутата Данчиковой, возможно только при условии совершенствования механизмов субсидирования авиаперевозок на магистральных, межрегиональных и местных маршрутах и соответствующего финансирования за счет всех бюджетных источников.
Буквально недавно глава государства поручил обеспечить в приоритетном порядке дополнительное финансирование на субсидирование авиаперевозок жителей дальневосточных регионов. Предполагается, что на эти цели будет дополнительно выделено из федерального бюджета в 2018 году порядка 2 млрд рублей.
По заявлениям перевозчиков, потребность в бюджетных средствах за последние три года значительно превышает выделяемые бюджетные ассигнования. Например, если в 2015 году на перевозки требовалось 4,25 млрд рублей, но было выделено только 3,37 млрд рублей. В текущем году вместо 4,24 млрд рублей было направлено 2,95 млрд рублей бюджетных средств.
«Сегодня для дальневосточных регионов финансируются две программы – магистральные перевозки с Дальнего Востока в европейскую часть страны и межрегиональные», — отметила Галина Данчикова. Программы имеют сезонный характер и ограничения по возрасту. Кроме этого, фактически субсидируется только та часть маршрута, которая предусматривает перелет из крупных аэропортов дальневосточных регионов. В тариф не закладывается перелет из населенных пунктов в узловой аэропорт. Решение транспортной доступности для всех категорий населения парламентарий видит в установлении «сквозного маршрута», отмены возрастного ценза и обеспечения круглогодичного субсидирования.
О «дальневосточных разделах»
На заседании думского комитета, где рассматривались госпрограммы, Галина Данчикова акцентировала еще раз внимание на формировании специальных «дальневосточных разделов» в 28 программах, о чем говорил Владимир Путин во Владивостоке на заседании Президиума Госсовета. Глава государства потребовал от правительства Российской Федерации гарантированного финансирования программ для ускоренного развития Дальнего Востока.
О северном завозе
Что нужно сделать, чтобы в домах северян были тепло и свет, а в магазинах достаточный ассортимент продуктов и товаров, депутат от Якутии Галина Данчикова знает по опыту работы премьер-министром Республики Саха (Якутия). Северный завоз — самая большая головная боль, когда встает вопрос, где изыскивать средства для жизнеобеспечения северных и арктических отдаленных районов.
Раньше эта проблема решалась за счет целевых субсидий, выделяемых из Федерального Фонда государственной поддержки завоза продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками поставок грузов. С 2005 года субсидии на эти цели не предоставляются. Регионы самостоятельно решают вопросы, привлекая бюджетные и заемные средства. Субъекты берут на себя колоссальную финансовую нагрузку для доставки грузов населению.
Проблема усугубляется из-за сезонного завоза в навигацию, депонации грузов, которая доходит до двух лет, неэффективной оборачиваемости финансовых ресурсов, больших кассовых разрывов, на покрытие которых приходится привлекать коммерческие кредиты.
Зная важность этого вопроса, депутат Данчикова предложила поручить Минфину России еще раз проработать вопрос о предоставлении из федеральной казны бюджетных кредитов субъектам РФ на северный завоз, предусмотреть средства на эти цели, начиная с 2018 года.