Политолог Ольга Парфенова: Буддизм хорош тем, что не подчеркивает в человеке этничность

2071

В многонациональной среде Якутии бурятская диаспора, представители буддизма занимают особую нишу. В Якутске работает самый северный дацан, проводятся служения, и все больше жителей республики интересуются этой религией. О том, что дает культурный обмен, рассказала доцент кафедры политологии СВФУ Ольга Парфенова.


Ольга Парфенова – кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии Северо-Восточного федерального университета

По моему мнению, строительство дацана стало реализацией права народа на удовлетворение своих религиозных потребностей. У нас многонациональная, полиэтничная республика. Здесь живут представители разных этносов. К примеру, бурятская община довольно большая и активная, но исторически не такая древняя. Издревле на территории Якутии жили народы Севера, якуты, русские, а буряты стали приезжать к нам больше в советское время. Потому дацан есть реализация права народа на удовлетворение своих религиозных потребностей и культовых действий.

Буддизм – мировая религия, наложившая большой отпечаток на историю, культуру и даже на национальный характер Восточной Азии. Хорошо, что у всех наших граждан есть возможность посетить такое культовое место. Появление дацана – это влияние новой эпохи. Буддийский храм в Якутии – это олицетворение мультикультурализма. Думаю, что мультикультурализм в современной глобализации едва ли не самый положительный момент.

Это возможность разным народам жить вместе в одном обществе, соблюдая свои этнические традиции, культуру, язык, и в то же время быть гражданами одной страны, республики.

В формировании многонациональной среды Якутии буддизм играет особую роль, поскольку не подчеркивает в человеке этничность. Люди становятся в какой-то степени равными перед лицом единого бога. Если мы, якуты, будем утверждать, что наша этничность связана исключительно с язычеством, или привяжем ее только к скотоводству, наверно мы будем неправы. Маркеры этничности постоянно меняются. Современный человек имеет право на выбор. Он может одновременно ощущать себя якутом или русским, но в то же время быть приобщен к любой мировой религии.

Мировые религии – это борьба за умы. Возможно, у молодых людей сегодня есть какой-то определенный вакуум духовности. Они пытаются заполнить поиском «богоискательством». Исторически, нам ближе православная церковь. Буддизм – это очень сложная религиозная система. Ей можно посвятить всю жизнь, и не постичь сути. Этим он привлекателен.