Профессиональное образование в Якутии: Проблемы и перспективы

357

После развала Советского союза система профобразования во многих регионах России развалилась, но в Якутии удалось ее сохранить. В этом мы убедились во время посещения учебных заведений, функционирующих в нескольких районах республики.


Маарский техникум

Корреспондент ЯСИА встретился с директором Маарского профессионального техникума, где студенты получают образование по четырем специальным программам.

«Сейчас, когда возрождаются промышленность и сельское хозяйство, мы могли бы работать еще лучше. Ведь, получив образование, молодые люди имеют возможность зарабатывать более 60 тысяч рублей, причем стабильно. К нам приезжали ваши коллеги, журналисты. Говорят, что, если бы знали о такой возможности ранее, то пошли бы учиться на инженеров», — рассказывает директор учреждения Иван Никифоров.

По его словам, техникум остро нуждается в новых учебных корпусах. Силами студентов и преподавателей старые аудитории постоянно ремонтируются, но вековые здания все равно не соответствуют современным требованиям.

«В Нюрбинском районе активно строят школы. Это, конечно, похвально. Школа – фундамент, базис. Но что молодежи делать дальше? Получать образование-то надо. Вот и едут в город. Поэтому необходимо возводить и профессиональные училища», — отмечает Никифоров.

Малыкайская агропрофильная школа

Помимо профучилищ в Якутии сохранились агрошколы. Они специализируются на традиционных видах хозяйственной деятельности: оленеводстве, рыболовстве, охоте, коневодстве, собирательстве, разведении крупного рогатого скота, а также земледелии. Глава Бордонского наслега Нюрбинского района Наталья Петрова, где расположена Малыкайская агропрофильная школа, считает, что такие образовательные учреждения – большое подспорье для сельчан.

«Нам повезло, что в селе сохранилась агрошкола. Мы можем с малых лет учить ребятишек тем навыкам, которые понадобятся в будущем», — отмечает она.

Верхневилюйский техникум

Несмотря на все усилия, абитуриенты неохотно выбирают сельскохозяйственные и технические специальности. Казалось бы,  все есть — и школы, и техникумы.  Как утверждает директор Верхневилюйского техникума Матрена Осипова, все дело — в новых веяниях. Дети и их родители просто не понимают преимуществ таких профессий, выбирая новомодные.

«Вот, например, у нас есть специализация «лесное и лесопарковое хозяйство», отучившись на которой дети могут пойти работать вальщиками леса. Это шикарная, денежная профессия, которая будет востребована всегда. Особенно в нашей республике, где ведется активное строительство. К сожалению, люди думают, что это неперспективно, и едут поступать на экономистов», — отмечает директор.

Чего ожидать?

Как отмечает заместитель министра профобразования Гаврил Семенов, нельзя сказать, что популярность профессиональных училищ среди поступающих падает.

«Сейчас после сдачи обязательного экзамена для учеников девятых классов можно получить рабочую специальность, а затем поступить в вуз без экзаменов. Это значительно повышает популярность училищ», — говорит он.

За несколько лет в системе профобразования республики произошли перемены. Так, проведена реструктуризация в соответствии с законом «Об образовании», внедрены новые финансово-экономические механизмы: отраслевая система оплаты труда, эффективный контракт, нормативное финансирование и другие. Кроме того, заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения выросла за последние три года на 41%.