Российские чиновники теперь должны летать только отечественными авиакомпаниями. Такие изменения в порядок и условия передвижения госслужащих воздушным транспортом введены правительством РФ.
Изменениями закрепляется обязанность государственных гражданских служащих, которым расходы на проезд воздушным транспортом возмещаются из федерального бюджета, приобретать билеты российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств ЕАЭС. Это Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. Перечень авиакомпаний размещен на сайте Росавиации, в нем 20 авиаперевозчиков, в том числе «Якутия».
«Это международная практика», — утверждает Виктор Горбачев, глава Ассоциации гражданской авиации «Аэропорт». По его словам, иностранные чиновники прилетают к нам только своими авиакомпаниями: «Никто не говорит об этом открыто, но это общая практика».
Однако слишком жесткие меры могли бы ограничить передвижения по миру чиновников, так как российские авиакомпании летают далеко не везде. Поэтому если российские авиаперевозчики или авиакомпании государств ЕАЭС не выполняют полеты к месту следования, госслужащему разрешается приобрести билет авиакомпании, которой нет в перечне Росавиации. «Если нет прямых рейсов отечественной авиакомпанией, что тут сделаешь, — пояснил «Российской газете» Виктор Горбачев. — Но при наличии альтернативы должен быть сделан выбор в пользу российской авиакомпании».
Ограничат и перелеты чиновников бизнес-классом. «Вы когда в самолет заходите, зачастую там весь бизнес-класс — это госслужащие. У нас все работники министерств, даже до замдиректора департамента, могут летать бизнес-классом. Это огромные, колоссальные расходы», — объяснил необходимость введения ограничений министр труда и соцзащиты Максим Топилин.
Минтруд готовит документ, уточняющий, каким чиновникам запрещается, а каким разрешается приобретать билеты в бизнес-класс. Ограничение планируется ввести для всех категорий служащих, за исключением рейсов продолжительностью более пяти часов. Также будет предусмотрен закрытый перечень высших должностей гражданской службы, утверждаемый лично президентом РФ, при замещении которых чиновники смогут пользоваться бизнес-классом вне зависимости от продолжительности перелета.
В Минтруда также хотят ограничить пользование госслужащими различными VIP-услугами. Если ограничения будут введены, чиновники больше не смогут пользоваться залами повышенной комфортности в аэропортах.
Запретить лишние расходы во время перелетов могут и членам парламента. Минфин направил депутатам и сенаторам письмо с просьбой воздержаться от расходов на залы повышенного комфорта. Минфин отказался выделять на эти цели из бюджета сто миллионов рублей в год.
Попытки сократить расходы чиновников на перелеты раньше предпринимались на местном уровне, но не всегда удачно. Так, в Красноярском крае решение о запрете госслужащим летать бизнес-классом было принято Законодательным собранием региона, но не утверждено исполнительной властью. А в Санкт-Петербурге депутаты не поддержали запрет на покупку чиновникам билетов в бизнес-класс, но одними из первых ограничили перелеты иностранными компаниями.