По словам сенатора, сегодня на различных стадиях реализации находятся 214 социальных проектов на принципах государственно-частного партнёрства. Это примерно шестая часть от общего количества ГЧП-проектов.
«К регионам-лидерам по реализации проектов ГЧП в социальной сфере можно отнести Самарскую, Астраханскую, Новосибирскую, Нижегородскую, Калужскую, Московскую, Ульяновскую области, Республику Саха (Якутия), Хабаровский край, города Москву и Санкт-Петербург», – заявила 20 октября заместитель председателя Совета Федерации, председатель Совета по развитию социальных инноваций субъектов РФ Галина Карелова в ходе заседания Совета на тему государственно-частного партнерства как инструмент развития социальной сферы в субъектах России.
Галина Карелова отметила важность правоприменительной практики закона о государственно-частном партнёрстве для дальнейшего совершенствования его положений. «Принимая закон, мы делали особую ставку на его действие в социальной сфере, инфраструктура которой, а также спектр услуг нуждаются в более интенсивном развитии. В условиях сложной экономической ситуации поддержка привлечения инвестиций в развитие социальной инфраструктуры является одним из приоритетов государственной политики», – сказала она.
Вице-спикер Совета Федерации также проинформировала, что большинство проектов государственно-частного партнёрства реализуются в сфере здравоохранения (35,7%) и образования (27,7%). Однако в туризме, культуре, физической культуре и спорте, в социальном обслуживании ГЧП-проектов немного, хотя, по мнению экспертов, эти сегменты социальной сферы перспективны для привлечения частных инвестиций на условиях ГЧП.
Вице-спикер СФ назвала основные моменты, сдерживающие частных инвесторов: неоднородность спроса, сложность прогнозирования потребительского потока и оценки социального эффекта. По ее мнению, инвесторы в большинстве случаев не готовы входить в проекты социальной сферы без существенных гарантий со стороны государства, поскольку считают, что инвестиции в проекты социальной сферы более рискованны и менее маржинальны, чем, например, в проекты транспортной инфраструктуры. Парламентарий предложила обсудить, что надо сделать для того, государственно-частное партнёрство работало эффективнее.
По итогам заседания Совет принял рекомендации внести изменения в Федеральные законы «О концессионных соглашениях», «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и другие нормативные акты. В частности, предложено установить возможность компенсации затрат на подготовку проекта его инициатору (в рамках процедуры частной инициативы) в случае, если он не признан победителем конкурса Минэкономразвития России. Кроме того, предложено установить возможности для субъекта РФ выступать стороной в концессионных соглашениях и соглашениях о муниципально-частном партнёрстве, заключаемых муниципальными образованиями.
Рекомендовано также органам государственной власти регионов проанализировать возможные направления реализации проектов ГЧП в социальной сфере, определить потребности в инфраструктурных инвестициях, сформировать перечень объектов, которые могли бы участвовать в государственно-частном партнёрстве; обеспечить подготовку (обновление на системной основе) и публикацию в открытых источниках перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и соглашений о ГЧП, в том числе в рамках механизма частной инициативы.