Валентина Матвиенко поддержала позицию главы Якутии с трибуны Cовета Федерации

Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов 20 ноября принял участие в совместном заседании Президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Основной вопрос повестки был связан с рассмотрением концепции нового федерального закона о социально-экономическом развития Арктической зоны России.

140

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, открывая заседание, высказала мнение, что ключевые проблемы российской Арктики до сих пор решаются слишком медленно и неэффективно. На ее взгляд, в этом отношении государству пора поменять подходы, а ключевой задачей на сегодняшний день является дальнейшее совершенствование арктического права, вокруг чего собственно и развернулась дальнейшая дискуссия.

Матвиенко напомнила, что регионы и муниципальные образования, входящие в Арктическую зону, значительно различаются между собой. У каждого свои вызовы, проблемы и приоритеты, и по этой причине необходимо обеспечить максимально полное участие представителей всех субъектов РФ в работе над комплексным законопроектом.

Валентина Ивановна особо подчеркнула, что накануне заседания обсуждала этот вопрос с главой Якутии Егором Борисовым. Показывая на карту, она акцентировала внимание коллег на том, что восемь труднодоступных улусов, находящихся за Полярным кругом, не вошли в перечень сухопутных территорий Арктической зоны России.

 – Вот полярный круг. Казалось бы, должна быть единая методика отнесения территорий к Арктической зоне. Однако часть территорий республики отнесена, а часть улусов, среди которых есть наиболее труднодоступные, не отнесена к этому перечню, хотя они тоже находятся в Заполярье. Спрашивается: а что это за методика, которую придумало министерство экономического развития? С кем она согласована? Почему не пригласили руководителей субъектов федерации? Мы вчера с Егором Афанасьевичем встречались. Он говорит: для нас это больше такая политическая, моральная больше проблема. Не финансовая даже. Я знаю такие проблемы и в Карелии, и в других регионах…

Исходя из этого, Матвиенко предложила коллегам записать в итоговом протоколе заседания поручение в адрес Минэкономразвития России – вернуться к рассмотрению вопроса об определении Арктической зоны и пересмотреть методику, сделав ее «объективной, прозрачной, понятной и равной для всех субъектов».

С этой точкой зрения согласился и председатель Госкомиссии по вопросам развития Арктики, вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин. Чисто геометрическое, произвольное деление, полагает он, не укладывается в логику государственного мышления. Помимо этого, имеются также проблемы с недостаточным регулированием промышленной и транспортной инфраструктуры, поддержкой предпринимательской деятельности, обеспечением социальных гарантий населения, проживающего или работающего в Арктической зоне. Дмитрий Рогозин выразил надежду, что объединение усилий законодательной и исполнительной властей позволит разработать и принять действенный законодательный механизм устойчивого и поступательного развития Арктической зоны.

Сенатор от Якутии, председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров в своем докладе проинформировал, что в настоящее время действует более пятисот нормативных правовых актов, регулирующих правоотношение в Арктической зоне РФ. Однако этот огромный массив не создает надежной законодательной основы для реализации целей и задач Государственной программы РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. Причина в том, что многие документы носят лишь фрагментарный или временный характер, принимались в совершенно другое время, преимущественно по ведомственному принципу, а потому нередко просто противоречат друг другу.

Затем Штыров представил примерную концепцию и структуру проекта Федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ», который должен быть нацелен на формирование условий для получения новых доходов, развития новых видов деятельности, в том числе создания особых экономических зон, территорий опережающего развития, реализации проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнерства и так далее.

В обсуждении также приняли активное участие министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской, заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский, депутат Государственной Думы России Валентина Пивненко, директор Института законодательства и сравнительного анализа при Правительстве РФ Талия Харбиева, главы приарктических регионов и городов.

Участники заседания поддержали предложение председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрия Азарова о включении проекта федерального закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации» в план законопроектной деятельности Правительства РФ.

По итогам рассмотрения первого вопроса принято решение о создании группы для окончательной доработки комплексного федерального закона с участием представителей Правительства России, Администрации Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, региональных органов власти, научных организаций, бизнес-кругов и общественных экспертов. Планируется, что закон будет внесен для предварительного рассмотрения в парламент не позднее октября 2016 года.

Что касается предложений по уточнению южных границ Арктической зоны, они должны быть подготовлены уже до середины января будущего года. Судя по выступлениям участников, в том числе Валентины Матвиенко и Дмитрия Рогозина, есть значительная вероятность того, что в состав сухопутных территорий Арктической зоны еще до завершения работы над законопроектом будут дополнительно включены восемь улусов Якутии.

Рабочая встреча Егора Борисова и Валентины Матвиенко состоялась в Москве 19 ноября. Стороны обсудили ряд вопросов, касающихся различных аспектов социально-экономического и общественно-политического развития республики.