На очередном заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации, на котором обсуждались проблемы и перспективы развития Северного морского пути и вопросы создания национальной арктической контейнерной линии, выступил директор Финансово-экономического института СВФУ, доктор экономических наук Александр Кугаевский. Тема доклада: «Новый международный транспортный коридор «Харбин—Якутск—Тикси».
— На заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации обсуждался актуальный вопрос с точки зрения геополитики, государственной безопасности, экономики, особенно северных и арктических территорий России. Заседание было посвящено вопросам образования национального арктического транспортного коридора и прежде всего – использования Севморпути. Это очередной этап развития арктического транспортного направления, обсуждение которого в разные годы то активизировалось, то затихало. Но в принципе Севморпуть находится постоянно в поле зрения государства.
Сегодня обсуждается вопрос организации круглогодичного сквозного плавания в северных морях. Задача с технической, экономической, организационной точки зрения очень сложная. Потому что несмотря на то, что мы говорим о глобальном потеплении, в целом ситуация с ледовыми массивами в Арктике изменяется не так быстро.
Еще один существенный фактор, который заставляет нас обращать внимание на арктическую зону, это освоение арктического шельфа. Это относительно мелководная часть моря, в недрах которой скрыты огромные запасы углеводородного сырья. Западный сектор Арктики в этом направлении работает полным ходом – строится порт Сабетта, возводится большой комплекс по переработке природного сжиженного газа и так далее. Восточный сектор Арктики, к которому относятся Якутия и Чукотка, представляет собой на сегодняшний день белое пятно. Есть прогнозные запасы, геологические ожидания, поэтому рано или поздно мы придем к необходимости разработки месторождений восточного сектора Арктики. И к этому надо готовиться.
Эти вопросы рассматриваются научным сообществом нашего университета, а всю работу возглавляет ректор Евгения Михайлова, которая является членом Совета по Арктике и Антарктике.
Необходимо провести масштабные гидрологические и геологические исследования, изучить поведение северных рек, особенности формирования глубин. Важно изучить прибрежный шельф, потому что он у нас мелководный – глубина у берега составляет пять метров. Примерно, как в реке Лена. Чуть дальше от берега – десять метров. Но глубины, на которые могут подходить большие современные транспортные суда, находятся на удалении 100-200 километров. Для того, чтобы преодолеть мелководье, нам нужно построить свою транспортную схему, систему фидерных перевозок. Чтобы на внешнем рейде, на трассе Северного морского пути, забирать грузы, подвозить их к берегу и разгружать.
Севморпуть для нас сегодня важен не только как транспортное обеспечение нужд республики, но и как возможность привлечения перевозчиков из других регионов и стран. Существует идея создания международного транспортного коридора Харбин—Якутск—Тикси—Европа. Довольно интересный ход, он намного сокращает путь из Азии до Европы, так как отпадает необходимость прохождения по Берингову проливу, снижается риск попадания в сложную ледовую обстановку, которая часто складывается на выходе из пролива с Северный Ледовитый океан.
Логистика, согласно новому транспортному коридору, получается такая: грузы доставляются по железной дороге до города Якутска, далее перегружаются на речные суда и доставляются в порт Тикси, далее перегружаются на морские суда и доставляются в европейские порты.
В этом проекте есть сложности: первое, как я уже сказал, это глубины, второе – доставка груза от порта до трассы Северного морского пути, возможно, эта проблема будет решена с помощью лихтерных перевозок, третье – короткий временной промежуток открытого моря, который составляет два месяца.
На заседании Совета по Арктике и Антарктике прозвучал вопрос – не станут ли конкурировать между собой варианты путей доставки грузов через Россию -Транссибирская магистраль, Северный морской путь, Западносибирский коридор, якутский коридор. Безусловно, авторы каждого из них будут настаивать на том, чтобы грузопоток шел по предложенному ими пути. Я предложил немного по-другому взглянуть на этот вопрос. По большому счету вопрос доставки – это вопрос гарантии прохода грузов через Россию, ее территориальные воды, сухопутную часть, с использованием железнодорожной, речной транспортной сети. Допустим, предприниматели из Китая хотят как можно быстрее доставить груз в Европу. Использование южного варианта через Суэцкий канал связано с определенными рисками, через Россию же эти грузы могут дойти быстрее и, самое главное, гарантированно. Поэтому наша задача – обеспечить гарантированный проход грузов через российскую территорию.
Китайцы очень внимательно изучают любые пути сотрудничества с Россией, в любой сфере. Но надо понимать, что они очень толковые специалисты, и если они решат во что-то вкладывать деньги, то это должен быть стопроцентно продуманный вариант. Поэтому идею организации международного транспортного коридора «Харбин—Якутск—Тикси—Европа» мы должны продумать детально, до мелочей. Только в этом случае потенциальные пользователи могут всерьез заинтересоваться им. Это действительно перспективное направление сотрудничества, потому что даже если доставка грузов будет сезонной (как в случае с использованием нашего международного коридора), то это все равно будет выгодно обеим сторонам.
Поэтому если мы сегодня говорим о нашем транспортном коридоре, пока что с некоторыми оговорками, поскольку технические вопросы еще не проработаны, то прежде всего мы должны заинтересовать потенциальных клиентов. Для нас же этот вариант развития и использования транспортного коридора очень выгоден, благодаря ему мы получим возможность решить все вопросы с судоходством на реке Лена, на морских участках прибрежных вод и вопросы по завозу грузов в арктическую часть республики.