В Якутии новый принцип формирования тарифов повлиял на рост речных пассажирских перевозок

237

Субъектам РФ, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляется право вводить государственное регулирование в сфере перевозки пассажиров согласно постановлению правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)». Правительством Якутии в целях обеспечения транспортной доступности населения, проживающего в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, осуществляется государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров речным пассажирским транспортом по социально значимым маршрутам республики.


Рассмотрим, как происходит формирование тарифов на социально значимые речные перевозки пассажиров в Якутии.

Государственный комитет по ценовой политике республики согласовывает с перевозчиками – получателями субсидии расходы на один круговой рейс «туда-обратно», который включает в себя затраты на топливо, ремонтный фонд, амортизацию, заработную плату, страхование, аренду, рацион коллективного питания, текущий ремонт, расходы на обеспечение безопасности пассажиров, предрейсовый медосмотр, управленческие расходы. Затраты находятся в тесной связи со степенью износа транспортных средств. Далее совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства определяется необходимое количество субсидируемых рейсов по направлениям, среднее количество пассажиров за 1 круговой рейс и исходя из суммы субсидии, количества требуемых рейсов и согласованных размеров затрат на рейс устанавливаются пассажирские тарифы.

До настоящего времени по линиям (маршрутам) Якутск — Олекминск, Якутск — Жиганск, Якутск -Сангар, Нюрба — Малыкай, Якутск – Неелова (Тикси) действующие тарифы достигли значений, сравнимых со стоимостью авиабилетов. Поэтому люди, рискуя своей жизнью, садятся в моторные лодки. Кроме того, из-за этого падающего пассажиропотока перевозчики терпят убытки и требуют повышения тарифов. Таким образом, закручивалась самоисключающая спираль и нужно было принять кардинальные меры для изменения такого положения дел. В связи с этим главой Якутии Егором Борисовым было дано прямое поручение увеличить субсидии на пассажирские речные перевозки в два раза на 2017 год, что и было сделано. Это позволило снизить тарифы практически по всем маршрутам, некоторые действующие коммерческие рейсы перевести в разряд субсидируемых, а также добавить новые маршруты. Количество рейсов в эту навигацию планируется увеличить на 20% по сравнению с 2016 годом (до 338 рейсов) при одновременном снижении тарифов.

Это позволило, кроме того, ввести в навигацию 2017 года новый унифицированный подход, который заключается в классификации действующих линий на 2 типа в зависимости от скорости судов: водоизмещающие (скорость до 20 км/ч) и скоростные (скорость свыше 20 км/ч). Установлены единые тарифы по типам судов на пассажиро-километр пути, то есть стоимость 1 км пути по разным направлениям одинаковая. Стоимость проезда отличается только в зависимости от расстояния маршрута и типа судна. Например, тариф на скоростном «Метеоре» по маршруту Якутск — Олекминск (627 км) составит 5900 рублей, а тариф по такому же маршруту на грузопассажирском судне «Емельян Ярославский» обойдется пассажиру в 4600 рублей.

К примеру, тариф по маршруту Якутск — Сангар снизился на 27% от прошлогоднего уровня и составил 3200 рублей. Также существенно снизился тариф по рейсу Якутск — Олекминск, в прошлом году данный маршрут не дотировался и тариф составлял 7500 рублей. На 10% снизятся тарифы по маршрутам Усть-Куйга — Казачье и Усть-Куйга – Усть-Янск.

На основании информации, представленной министерством транспорта и дорожного хозяйства, выполнен анализ эффективности перехода на новый принцип формирования тарифов. За июнь 2017 года выполнено 80 рейсов, что на 17 рейсов больше, чем в июне прошлого года (рост 27%), а также перевезено 5 884 пассажира, что на 1282 пассажира больше, чем в 2016 году (рост 28%). Существенное увеличение пассажиропотока произошло по направлениям Якутск — Олекминск (148%), Якутск — Жиганск (164%), Усть-Мая — Хандыга (163%), Усть-Куйга — Нижнеянск (150%).

Как показывают фактические данные за июнь, принятое революционное решение о повышении субсидий и снижение тарифов на речные пассажирские перевозки показало свою эффективность и позволит выправить ситуацию в этой очень важной сфере услуг транспортной отрасли региона.