YaWoman: Гаджеты тормозят развитие речи?

3487

Наши героини Олеся и Мария, чьи дети через год пойдут в первый класс, проконсультировались с логопедом о том, что нормально и не очень для детей дошкольного возраста. Как уверены врачи, одной из причин задержки развития речи у детей является также отсутствие живого общения и раннее увлечение современными гаджетами.

Когда ребенок только начинает сидеть и ходить, родители сразу включают ему мультики на смартфоне, лишь бы не мешал. Потом проходит время, а малыш не говорит, к 3-4 годам с трудом выговаривает всего несколько слов. Тогда начинается паника, и ребенка водят по больницам, специалистам, логопедам и психологам. А время упущено.

Туяра Анатольевна Максимова, врач-невролог поликлинического отделения № 2 Медцентра г. Якутска, советует родителям почаще разговаривать с ребенком:

—  У детей, длительное время проводящих за смартфоном, ухудшается острота зрения, нарушается осанка, появляется сколиоз. Дети должны играть на свежем воздухе, больше двигаться, чтобы сформировался крепкий иммунитет. В возрасте 1 года ребенок должен знать и говорить около 10 слов, в 2 года связывать короткие фразы, а к 3 разговаривать. Если до 3-4 лет ребенок не говорит, это первый тревожный звоночек. А детей, которые до 5 лет так и не научились говорить, обычно отдают в специальную школу.

Впрочем, в задержке развития речи не стоит винить только гаджеты. Генетика родителей, их курение, употребление алкогольных напитков и то, чем болела женщина во время беременности, какие принимала лекарства – все в комплексе отражается на здоровье ребенка.

Однако детей нужно ограничивать в использовании смартфонов: не более 2 часов в день, а не засыпать и просыпаться с ними под подушкой.

Чтобы у ребенка своевременно сформировалась  речь, с ним каждый день нужно разговаривать, рассказывать сказки, учить стихи, песни, вместе с ним нужно учиться рисовать, лепить, считать, писать. Когда у малыша появляется желание познавать мир, важно не подавить этот интерес, а уметь удовлетворить его любознательность.

В первую очередь ребенок копирует родителей и свое ближайшее окружение. Так что подавайте ему хороший пример, заведите привычку собираться всей семьей и делиться тем, как прошел ваш день, играйте всей семьей в развивающие игры, выезжайте на природу, обменивайтесь впечатлениями.

Айталина Викторовна Корякова, педагог-психолог поликлинического отделения № 2 Медцентра г. Якутска, дает родителям следующие рекомендации:

— К психологу обычно приводят детей, которые не хотят учиться, когда отсутствуют элементарная любознательность и внимание. Родители только перед школой начинают усиленно учить буквы, цифры, а ребенок, бывает, совсем не воспринимает, даже не интересуется.

Я ни в коем случае не против Интернета и современных технологий, но детскую психику нужно беречь с малых лет. От переизбытка информации по телевизору, гаджету, Интернету, мультикам и разным роликам устает не только взрослый человек, но и страдает, прежде всего, детская психика. Именно отсюда рано пропадает желание учиться и познавать мир.

Многие выпускники школ и вузов хотят при минимуме усилий получать высокую зарплату, абсолютно не приучены к труду. Поэтому хорошо, если в доме у детей есть свои обязанности, которые они выполняют ежедневно.

Через игры им легче освоить счет, основы математики, именно играя в настольные игры, можно научиться разгадывать названия рек и городов, узнавать животный и растительный мир.

Чтобы ребенок научился отличать добро от зла, после просмотра мультиков и сказок обсуждайте главных героев, кто поступил правильно, а кто нет. Если с малышом разговаривать без сюсюканья, то у него формируется четкая внятная речь. Дети, прежде всего, копируют речь матери, перенимают у нее навыки общения, поэтому важно разговаривать с ними каждый день.

Воспитание ребенка – это очень ответственный труд, — подчеркивает педагог-психолог.

Никакие гаджеты и смартфоны не научат ребенка говорить, правильно излагать свои мысли. Родная речь дается вместе с молоком матери, только живое общение способно научить ребенка делиться своими ощущениями, впечатлениями. Умение войти в коллектив, находить общий язык с людьми, жить в социуме и быть успешным закладывается в детстве через живое общение дома, затем в садике и школе.

В прошлом году открылся специализированный Детский центр в поликлинике 202-го микрорайона, который оказывает первичную многопрофильную медицинскую помощь. Здесь в одном месте родители с ребенком могут пройти обследование у детского невролога, кардиолога, эндокринолога, ортопеда, логопеда, офтальмолога, получить консультативную помощь у педагога-психолога и у других специалистов.