Из года в год работники КРВПиС обслуживают водные пути. От их грамотного подхода к делу во многом зависит ход навигации. И хотя по факту Колымский район водных путей и судоходства был образован только в 1958 году, путевые работы велись еще тогда, 85 лет назад, когда на Колыме началось регулярное судоходство. Просто тогда служба пути входила в состав КРУДС (КИРП).
13 единиц ходового флота, две грунтоотводные шаланды и более 70 человек плавсостава в этом году обеспечили бесперебойный и беспрепятственный ход навигации, об этом нам сообщил Александр Боярчук, молодой начальник КРВПиС. Вместе с главным инженером Виталием Гуцолом они рассказали корреспонденту «Колымских новостей» об основных направлениях работы и поделились тонкостями работы путейцев.
«Основное направление работы предприятия – это, конечно, обеспечение судоходства. Путейцы ищут глубины для прохождения судов, выставляют створные знаки, которые обозначают линию передвижения для судоводителя», – рассказывает Виталий Петрович, рисуя для понимания наглядную карту реки и обозначая на ней створки. Помимо этого КРВПиС оказывает государственные услуги в сфере внутреннего водного транспорта на бассейновом уровне, в том числе согласовывает пользование береговой полосы, отводит место разгрузки судов. Чтобы выполнить всю эту работу, путейцы на реку выходят первыми и открывают навигацию для судов. Задача путевых мастеров – находить максимальные глубины и обозначать их для того, чтобы суда с грузом смогли безаварийно пройти. Установка створных знаков подразумевает собой прорубку просеки, плотницкие работы. Все это происходит в таежных условиях со всеми сопутствующими этому «дополнениями» в виде комаров, непроходимых лесов, жары и опасностью встречи с дикими животными, хозяевами леса. После установки знаков путейцев ждет еще работа на судне, которую никто не отменял: там починить, тут помыть, что-то закрутить. Такова специфика работы – все успеть и на судне, и на суше.
По словам Александра Боярчука, начальника КРВПиС, навигация 2017 года для них открылась в плановые сроки и даже на сутки раньше. Это было связано с тем, что ледоход прошел без заторов и река ото льда очистилась без проблем. «Первыми на верхний участок вышли «Путейский-31» и теплоход «Нерпа». 26 мая было открыто судоходство на участке Зырянка-Ороек, 27 мая – Ороек – п. Верхний Сеймчан», – дополнил Александр Владимирович.
Говоря о навигации, Виталий Гуцол выразил надежду, что в связи с развитием северного морского флота будут увеличиваться объемы северного завоза и в перспективе возрастет интенсивность движения по Колыме. А из этого уже следует обновление путейских судов и судоходной обстановки в общем.
К слову, об обновлении флота, по словам Александра Боярчука, средний возраст кораблей составляет 36 лет, а самое старое судно и вовсе 58 года выпуска. Чтобы обеспечить бесперебойную работу флота, в зимнее время года работники КРВПиС, в том числе и плавсостав, трудятся в цеху на судоремонте.
В дальнейших планах предприятия – внедрение серьезных информационных систем, электронных карт, новейших аппаратов. Все это, как заверяет начальник, ждет нас лишь в далеком будущем. Сейчас судоводители при работе ориентируются по лоцманской карте, на которой указана географическая информация участка: где глубоко, где мелко, какой грунт, какие створные знаки стоят, предупреждающие сноски – всю эту информацию судоводитель может получить, открыв лоцкарту. Корректура и дополнение этих карт – одна из обязанностей КРВПиС.
На период навигации к работе привлекаются молодые специалисты из Якутска и других городов России, так как дефицит кадров остается одной из острых проблем на предприятии. Компания тесно сотрудничает с учебными заведениями, в частности, с Новосибирской государственной академией внутреннего водного транспорта. Приглашенным на сезон курсантам оплачивается проезд, обеспечивается питание и проживание и, конечно, достойная оплата труда.
Руководство Колымского района водных путей и судоходства своими работниками гордится. В этом году к различным наградам был представлен 31 сотрудник компании. Памятные знаки «10 лет «Росморречфлоту» получили повар теплохода Наталья Солодова, Спиридон Третьяков, в прошлом проработавший главным механиком АТУ, и Максим Батюшкин, капитан-механик, мастер пути. Максим Егорович также был награжден Знаком отличия «Гражданская доблесть».
Благодарность ФБУ «Администрация Ленского бассейна» вручили Алексею Гирюку, капитану-механику, мастеру пути, Руслану Мусаеляну, мотористу-рулевому, монтеру судовой обстановки, и Вере Ручко, дежурной общежития.
Почетной грамотой в связи с празднованием профессионального праздника Дня работников морского и речного флота были награждены старший помощник капитана, первый помощник механика, мастер пути Николай Лыков, капитан-механик, мастер пути Алексей Гирюк, моторист-рулевой, монтер судоходной обстановки Руслан Мусаелян, старший помощник капитана, первый помощник механика, мастер пути Константин Стригунов, второй помощник командира, второй помощник механика Юрий Смоликов, лебедчик-моторист Виктор Яковлев, капитан-механик Владимир Коряковцев, капитан-механик, мастер пути Александр Стасюк, главный экономист Наталья Есир, инженер 1 категории по кадрам Юлия Козлова, инженер по охране труда, инженер-эколог Ирина Барбинская, секретарь-делопроизводитель, завхозяйством Александра Гресс, инженер Мария Гуцол, столяр-плотник Олег Корсуков, заведующая общежитием Ирина Митина, дежурные Татьяна Сопова, Вера Ручко, Ольга Остапец, тракторист-автослесарь Алексей Балин, водитель автомашины-автослесарь Сергей Чупров, начальник РОП Юрий Козлов, капитан-механик, мастер пути Николай Иванюта, капитан-механик, мастер пути Олег Урсакий, капитан-механик Иван Подбуртный и уборщик производственных помещений Светлана Жаронкина.
Перечисляя всех представленных к наградам работников, Александр Боярчук с гордостью добавил, что капитан-механик, мастер пути Александр Стасюк – ветеран судоходства, в этом году он отработал свою 46 навигацию. Еще одним почтенным работником является Николай Иванюта. По словам руководителя, у капитана-механика, мастера пути «Путейского-407» Николая Макаровича, один из самых сложных участков – Черский, куда заходят морские суда. Сложность участка заключается не только в отдаленности, но и в ширине реки и подводных условиях: волны здесь значительно выше.
Старейшие работники флота являются примером для молодых капитанов. Среди нового поколения хорошую славу завоевал Алексей Гирюк. Молодой, но опытный капитан-механик, мастер пути «Путейского-145» к своей работе относится со всей ответственностью, безаварийно выполняя свои должностные обязанности на суше и на воде.
«Я считаю, что работа путейского флота достойна уважения, – сказал начальник предприятия. – Я учился на морского судоводителя и раньше думал, что труд путейцев ничем не примечателен. Но, поработав здесь, увидев весь процесс своими глазами, понял, какой это труд. Я уважаю своих работников и ту работу, которую они выполняют», – а в заключении он добавил, что все суда благополучно вернулись в отстойный пункт и экипаж пребывает в хорошем настроении.