Зелёный Мыс провожал речной танкер пасмурной погодой и моросящим дождём. Время от времени дождь то усиливался, то практически прекращался, видимость была небольшой. «Если так будет продолжаться, то придётся встать на ночёвку, — промолвил капитан ТР-75 Михаил Костогруд. – Проходить перекаты Дуванный и Дресвяный в такую погоду не стоит».
Для экипажа танкера ТР-75 Колымской судоходной компании это второй рейс в нынешнюю навигацию. Он перевозит нефтяное котельное топливо из Нижнеколымской нефтебазы в Черском в город Среднеколымск. Всего надо выполнить четыре рейса, а потом танкер переключат на другую работу. С этим экипажем три года назад я уже ходил по маршруту Черский – Среднеколымск, и вот новая поездка со старыми друзьями.
На наше счастье к полуночи туман практически рассеялся, что позволило обойтись без незапланированной остановки. Но до этого из-за слабой видимости какую-то часть пути пришлось проделать, снизив обороты двигателей ниже обычных. Утро следующего дня мы встретили у села Колымское. Суда Колымской судоходной компании уже доставили сюда годовой запас каменного угля, и он высился тремя внушительными горками недалеко от местной котельной.
Природа в этот день сменила свою хмурость на солнечную погоду. Где-то южнее по курсу маячили серые тучи, грозившие дождём, но когда подошли к Конзабою, они предпочли уйти куда-то на восток подальше от Колымы и не капать в реку, а подпитать влагой тундру. Чуть дальше сопки Конзабой проходит граница между Нижнеколымским и Среднеколымскими районами, здесь начинается территория природного парка «Колыма».
КонзабойДуванный, Дресвяный, Карлуково, Конзабой, Суруктахская протока, Верхние Кресты, Быстринский – все эти участки по пути в Среднеколымск воспринимаются не как какие-то отдалённые географические наименования, а как нечто знакомое и родное, почти с каждым из этих мест связано какое-то воспоминание, поскольку я ранее здесь бывал вместе с колымскими речниками.
Все суда КСК три раза в день выходят на связь с диспетчерской в посёлке Зырянка. Увы, не всегда связь хорошая, и не факт, что если на теплоходе слышат диспетчера, то и диспетчер хорошо слышит информацию с теплохода. В таких случаях в качестве ретранслятора выступает какой-то теплоход, который находится ближе к Зырянке. Впрочем помимо радиосвязи есть и другие способы связи.
Сейчас практически весь флот КСК находится в Зырянке, Сеймчане либо в Среднеколымске или в пути к этим населённым пунктам. В Зырянке разгружаются СПН, пришедшие из Сеймчана, а в Среднеколымск доставляют уголь Зырянского угольного разреза. Объёмы перевозок твёрдого топлива для Средней Колымы в эту навигацию возросли на несколько тысяч тонн.
Вот и в этот раз мы узнали, что СПН-714 вышел из Сеймчана на Зырянку, а СПН-697 наоборот отправился в Сеймчан. Наш ТР-75 проходил 330 км, это практически полпути до Среднеколымска.
Уровни воды на различных участках Колымы сейчас позволяют эксплуатировать флот с максимальной загрузкой. А большая вода в начале навигации даже доставляла определённые трудности – некоторое время были подтоплены причалы в Среднеколымске и селе Анюйск, что препятствовало разгрузке речных судов.
В день прибытия в Среднеколымск на горизонте появилась дымка – это явно след лесных пожаров, но только откуда дым принесло на Колыму? Поскольку в трёх колымских районах Якутии лесных пожаров нет, то это скорее всего из Магаданской области или Чукотки. Солнечно, тепло, слабый южный ветер, словом хорошо – это наилучшее начало дня. Но после полудня при прохождении Банского переката благодушие быстро рассосалось. Справа и слева мель, буёв нет (они выставляются при более меньшем уровне воды), по створам идти невозможно. Пару раз перекат притормаживал движение танкера, но капитану удавалось находить безопасный путь движения по этому участку. И это ещё раз показало, что навигация на Колыме – это не турпоездка, а работа, подчас тяжёлая и даже опасная.
В 16.30 танкер ТР-75 ошвартовался у нефтепричала Среднеколымска. А на городском причале шла разгрузка СК-2036, доставившей в древний город на Колыме, очередную порцию каменного угля.