На днях очередной сюрприз преподнес нам ватсап: в группе «Аргыс» нашлись олекминчанки — первопроходцы южно-якутской ветки БАМ.
«Веселей ребята, выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ…»
Было это в далеком 1974 году, когда по всей стране гремела Всесоюзная ударная комсомольская стройка 20 века – Байкало-Амурская магистраль, которую надо было протянуть, чтобы в «два окияна помчать поезда». Самые смелые, целеустремленные и энергичные ребята из числа якутской молодежи по путевке комсомола отправлялись на строительство железной дороги, имевшей стратегическое значение для СССР. Это были комсомольцы-добровольцы, составившие костяк легендарного отряда «Якутский комсомолец».
В числе первых бойцами этого отряда стали олекминчанки Раиса Байская, Людмила Ефимова, Евдокия Пшенникова, Августина Копылова из Сунтар и двое парней тоже из Олекмы Георгий Беклемешев и Слава Дмитриев. Был и Миша Тинкеев, оставшийся в Шимановске.
Более 30 лет в столице Южной Якутии — городе Нерюнгри — живет Августина Петровна Макарова (Копылова). Она родилась в селе Солянка Олекминского района.
— В Солянке я жила до школы, потом наша семья переехала в Сунтары, где я училась и закончила школу, — вспоминает ветеран строительства БАМ, — по радио узнала о наборе на комсомольскую стройку, пошла в райком ВЛКСМ, написала заявление и получила заветную путевку. Поехала в Якутск, там в обкоме комсомола создавали отряд в 30 человек. Здесь и познакомилась с ребятами и девчатами из Олекмы. Подружились крепко и работали вместе, пока нас не разлучила судьба…
Руководители республики пообщались с нами, произнесли напутственные речи, и полетели мы до Алдана самолетом, затем на машинах до Большого Невера, а оттуда — на поезде до Шимановска, это уже Амурская область. Там уже шла бурная стройка, ехала молодёжь со всего Советского Союза. Заселились в общежитие, нашли общий язык с девчатами из Белоруссии, Литвы и других республик. После воссоединения всех прибывших из Якутии, наш укрупненный отряд стал называться «Якутский комсомолец». С февраля 1975 года основные силы отряда были брошены на пробивку просеки Шимановск — Лапри — Нагорный. Рубили лес наравне с парнями. Ребята валили и распиливали деревья, мы шкурили стволы, обрубали сучья и ветки и аккуратно складывали их, чтобы весной сжечь, не оставлять мусор после себя.
Очень близкой подругой стала Рая Байская из Олекминска, не разлей вода были с Дусей Пшенниковой из Юнкюря и Людой Ефимовой из Троицка. С Людой мы даже охраняли склады, обходя их с заряженным ружьем.
Большая стройка шла днём и ночью, и мы на просеке тоже работали без выходных и праздников. Дни актировались, когда шёл сильный снег и ничего не было видно. Но так бывало очень редко. Жили в вагончиках, там же завтракали и ужинали, а обед готовили по очереди в лесу на просеке.
Весной 1976 года просека до Нагорного была закончена. Якутии нужны были специалисты по строительству железных дорог, и было принято решение направить нас на учебу в Тынду, чтобы получить специальность «Монтер путей». Через три месяца весь отряд в полном составе сдал экзамены на «отлично» и уже в августе приступил к укладке железнодорожных путей.
«…Рельсы упрямо режут тайгу…» или Слабо помахать «целовальником»?
Укладка путей — это не прорубание просеки, тут нужны были не лесорубы с топорами и пилами, а монтажники-строители железных дорог, со специальными знаниями о специфике нового для Якутии вида транспорта.
Олекминские парни Слава Дмитриев и Георгий Беклемешев вместе с Алешей Макаровым и Сашей Алексеевым из Намцев освоили навыки, требующие слаженной работы в команде, постепенно научились работать с громадной кувалдой из самих же рельс. Называлась она ласково «целовальником», но была под силу только четверым сильным парням. Вот этим тяжеленным тараном надо было махать так, чтобы быстро и ровно «целовать» — соединять отрезки — звенья путей, которые подавались из длинного носа поезда-путеукладчика. Именно эти бригады с кувалдами-таранами шли впереди всей стройки, прокладывали железный путь, преодолевая зимнюю стужу и летний зной, туманы и дожди, нашествия туч комаров и оводов, километр за километром соединяя «серебряные» и «золотые» звенья рельс малого БАМа вглубь Южной Якутии — на Алдан и Томмот. А в 1985 году железная дорога дошла до станции Хани, бывшей в то время частью территории Олекминского района.
…А в этом году начнется пассажирская перевозка по линии Нижний Бестях — Томмот. Мечты бамовцев воплощаются в жизнь…
«Любовь, Комсомол и Весна…»
«Лучшие годы жизни», — так скажет любой ветеран комсомола о годах своей юности, когда все мы до конца верили в себя и всё было под силу. Это было время всеобщей романтики, трудового подъема, смелых свершений и настоящей любви. Молодые люди влюблялись, создавали семьи. На ударной стройке и недели не проходило без комсомольских свадеб. Не обошло такое счастье и Августину Копылову с Алексеем Макаровым. В декабре 1975 года они сыграли комсомольскую свадьбу, свидетелем со стороны невесты была Раиса Байская. Десять лет молодые жили в Беркаките, потом перебрались в Нерюнгри.
Медаль «За строительство БАМа»
По разному сложилась жизнь олекминчан, первых строителей БАМа. Рая Байская вышла замуж за литовца и теперь живет в городе Шауляй. В 2006 году приезжала в родной Олекминск, встречалась с одноклассниками. Только через 40 лет благодаря ватсапу и группе «Аргыс» главные герои повествования Рая и Августина нашли друг друга. Стали искать Люду. Установили, что она в Шимановске. В Троицке родных не осталось. Жора Беклемешев живет в Якутске, тоже работающий пенсионер.
К сожалению, давно нет в живых Славы Дмитриева и Дуси Пшенниковой. 13 лет, как не стало и Алексея Макарова…
Кстати, командир отряда «Якутский комсомолец» Анатолий Иванович Климов, оказывается, в одно время жил и учился в Олекминске. После БАМа жил в Белгородской области. С радостью приехал в Нерюнгри на празднование по случаю 40-летнего юбилея прибытия первого поезда в Южную Якутию и … умер 3 ноября 2016 года от сердечного приступа во время юбилейных мероприятий…
Олекминчане, первые строители БАМа, Евдокия Пшенникова, Раиса Байская, Людмила Ефимова, Вячеслав Дмитриев, Георгий Дмитриев в сентябре 1978 года были награждены медалями «За строительство БАМа» и вошли в историю страны, Якутской АССР. Их имена золотыми буквами вписаны в славную летопись отряда «Якутский комсомолец».
Хотелось бы узнать, есть ли у нас в Олекме участники строительства великой стройки или список бамовцев-олекминчан ограничивается выше названными фамилиями, если не считать Л.А.Торговкина, В.С. Фомина и А.Н. Бруйло.
В год 100-летия Ленинского комсомола призываем всех олекминчан-бамовцев откликнуться, поделиться своими воспоминаниями.