Всегда приятно поговорить с человеком, который мастер в своем деле. Одним из таких является пилот-инструктор авиакомпании «Полярные авиалинии» Семен Семенов. Он не волшебник, просто имеет большой опыт работы в разных условиях и ситуациях, и чаще прилетает на оранжевом вертолете «полярников», но иногда его прилета ждут действительно, как волшебника. Недавно он работал в Нижнеколымском районе с частью межведомственной оперативной группы по паводку на Колыме.
Нужны как воздух молодые кадры
В этот раз Семен Семенов руководил экипажем Ми-8МТВ в составе второго пилота Олега Алексеева, бортмеханика-инструктора Сергея Журавеля. «Оба – опытные авиаторы. С Олегом вместе работали еще в 2012 году во время паводка. Тогда пришлось немало поработать с МЧС, было много сложных полетов, в том числе и на взрывных работах. К сожалению, молодежи у нас мало. Разве только Гоша Кузьмин в Зырянке летает. Часто молодые ребята стараются переучиться на другую технику и уходят с вертолетов и из малой авиации, и с этим надо что-то делать. Надо создавать условия для закрепления кадров. Пилота для Арктики непросто выучить, на это требуются годы работы», — говорит Семен Николаевич. Кстати, он всегда тепло отзывается об экипажах, с которыми работает.
«Полярники» для заправки вынуждены летать на Чукотку
24 мая экипаж вылетел из Магана на Колыму для обеспечения работы оперативной группы МЧС по колымским районам, одновременно с этой важной работой занимались и выполнением дотационных пассажирских перевозок. Тревожит ветерана авиации топливный вопрос. Увы, но этой зимой жители ряда районов Якутии столкнулись с тем, что авиатопливо в аэропортах оказалось некондиционным. В результате этого самолеты вынуждены летать с дополнительной посадкой для дозаправки. Что касается вертолетов, то здесь вариантов осталось немного – Зырянка, Белая Гора либо чукотский аэропорт Кепервеем (г. Билибино). Вот и получается, что вертолет, прилетев из Зырянки через Андрюшкино в Черский, заправляется на обратный путь на Чукотке. Авиакомпании «Якутия» и «Полярные авиалинии» несут дополнительные расходы, ситуация принесла определенные трудности и пассажирам.
Первым делом, первым делом вертолеты?
В этот раз мы говорили с Семеном Семеновым о необходимости обновления авиатехники, приобретения современных воздушных судов.
«Ми-8Т – хорошая машина, но у нее дорогой летный час, чуть дешевле – Ми-8МТВ, но все равно техника недешевая с точки зрения заказчиков. Если бы у нас имелись легкие вертолеты, они бы могли облегчить жизнь и авиаторам и пассажирам. На выполнение санзаданий мы не гнали бы Ми-8МТВ, а отправляли небольшой специализированный вертолет. То же самое и пассажирам не надо было бы набирать 16 человек, а 5-7 человек собрались и полетели. А «восьмерку» мы бы могли бы использовать более точечно, она без работы не останется», — рассуждает собеседник.
И действительно, если опыт использования импортных маленьких самолетов имеется, то с вертолетами такового нет. Хотя импортная вертолетная техника используется в некоторых регионах России. Увы, надо признать, что отечественных вертолетов такого класса в России практически нет.
«Многоцелевые легкие вертолеты можно использовать для выполнения пассажирских перевозок, санзаданий, тушения лесных пожаров, туризма, аварийно-спасательных и поисковых работ и других целей. Развитие транспортной инфраструктуры внутри республики даст дополнительный импульс развития внутреннего и въездного туризма, что в конечном итоге принесет дополнительный вклад в бюджет региона и совокупный ВРП», — продолжает разговор опытный вертолетчик.
Семен Семенов провел сравнительный анализ импортных вертолетов Н125, Н130, Белл-407 и российского АНСАТ. Скорость 236-250 км/ч, дальность полета без дополнительного бака и резерва топлива – 510-631 км, эксплуатация при температуре от -40 до +50, вместимость от 5 до 9 пассажиров. Словом есть хорошая техника, в том числе подходящая и для суровых арктических условий и не требующая особых условий для обустройства посадочной площадки. Кстати, детище российского авиапрома Ансат производится в Казани. Вертолет уже прилетал в Якутск, но о нем пока судить сложновато – нужен опыт эксплуатации в условиях Крайнего Севера, а его нет.
Вертолет должен быть не чудом, каким он иногда бывает, а должен вновь стать той недорогой, доступной «рабочей лошадкой», какой он был на Севере в 70-90-е годы.