В Алдане состоялась акция «День грамотного потребителя услуг ЖКХ»

120

В последнее время в Алданском районе наиболее обострились вопросы по приборному учету коммунальных услуг в целях проведения энергосберегающей политики. Особенно много вопросов накопилось по жилищному фонду, начиная от допуска к эксплуатации общедомовых приборов учета и до начислений платежей за жилищно-коммунальные услуги. Для комплексного обсуждения и выработки решений с 27 по 28 марта в Алдане прошли мероприятия в рамках акции «День грамотного потребителя услуг ЖКХ», организованной министерством ЖКХ и энергетики республики.


В составе делегации под руководством первого заместителя министра ЖКХ и энергетики Натальи Сивцевой приняли участие заместитель председателя Госкомцен РС (Я) Дмитрий Антонов, представители Жилинспекции РС (Я) Василий Федоров, Николай Атастыров, руководитель ГБУ РС (Я) «РАЭР» Алексей Пахомов, генеральный директор НКО «Фонд капитального ремонта МКД РС (Я)» Леонид Шибаев со специалистами, а также представители ГКУ РС (Я) «Агентство субсидий», АУ РС (Я) «Учебно-курсовой комбинат ЖКХ», АО «Теплоэнергосервис», Энергосбыт ПАО «Якутскэнерго».

Как уже сложилось в практике, акция включала трехуровневый формат: рабочее совещание с органами местного самоуправления поселений Алданского района, круглый стол с участием представителей муниципальных образований, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, а также непосредственное общение специалистов с населением в формате личного приема граждан.

В ходе совещания с главами поселений общий для всех вопрос обозначил глава МО «Город Алдан» Александр Бугай. С начала отопительного периода в 2016 году возникли проблемы по допуску в эксплуатацию приборов учета в жилищном фонде и в учреждениях бюджетной сферы. Соответственно, у потребителей возросли начисления по коммунальным услугам, которые стали рассчитываться по нормативам. Другим актуальным вопросом стала диагностика технического состояния внутридомового газового оборудования. Наличие такого оборудования в многоквартирных домах для пищеприготовления обусловлено исторической особенностью проектирования домов Алданского района на привозном сжиженном газе. Еще одной особенностью является то, что, несмотря на достаточную густонаселенность территории, в районе управляющие организации до сих пор выбираются по конкурсу, организуемому муниципалитетом раз в три года, и представлены лишь тремя компаниями.

Как оплачивать: по нормативу или по показаниям счетчиков

На круглом столе прозвучали вопросы резкого роста квартплаты в части общедомовых нужд на электроэнергию (ОДН) в связи с включением в расчеты управляющими компаниями площадей чердаков и подвалов многоквартирных домов, применения повышающих коэффициентов к плате за отсутствие индивидуального приборного учета по горячему водоснабжению при несоответствии качества услуг и полному отсутствию в летнее время подачи горячей воды. Представители общественности подняли вопросы нецелесообразности расчетов населения по отоплению равномерно в течение календарного года, так как очень сложно проследить за надлежащим осуществлением перерасчетов по итогам года, тогда как расчет ежемесячно по приборам учета дал бы возможность платить по фактически потребленным ресурсам сразу, не дожидаясь окончания года. Практически те же самые вопросы задали и сами граждане, что подтвердило актуальность и остроту назревших проблем.

Надо отметить, что все участники мероприятий были настроены на деловой конструктивный диалог, чувствовалась большая заинтересованность в получении квалифицированной консультации. И результаты не заставили себя долго ждать.

Как выяснили накануне специалисты ГБУ РС (Я) «РАЭР», препятствием для допуска в эксплуатацию приборов учета стало отсутствие документации на приборы учета и отсутствие необходимых условий в договорах между сервисными организациями и потребителями. Директор ГБУ РС (Я) «РАЭР» Алексей Пахомов рассказал о последних практических решениях в области энергоресурсосбережения и проконсультировал участников о конкретных шагах для разрешения проблемы сдачи счетчиков на коммерческий учет. От глав поселений поступило предложение об открытии в Алданском районе представительства «Регионального агентства энергоресурсосбережения».

ОДН не включает чердаки и подвалы

В части резкого роста квартплаты из-за ОДН представители министерства ЖКХ и энергетики указали на неправомерность увеличения расходов граждан в связи с переходом ОДН из категории коммунальных услуг в жилищные услуги. Во-первых, в силу недопущения роста в связи с таким переходом ОДН, во-вторых, в связи с отсутствием чердаков и подвалов в числе мест общего пользования в целях потребления коммунальных ресурсов согласно республиканского постановления. При этом следует отметить, что все субъекты Российской Федерации обязаны до 1 июня 2017 года принять новые нормативы потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, которые будут учитывать технические характеристики по типам и категориям домов. До этого времени уровень платы граждан в части ОДН не должен превышать уровень прошлого года по состоянию на 1 ноября, так как ни нормативы потребления, ни тарифы на электроэнергию и воду за этот период не изменились. Таким образом, управляющие компании должны произвести гражданам перерасчет с начала этого года.

Следует иметь в виду

Что касается повышающих коэффициентов в отношении горячего водоснабжения из открытой системы отопления, то в случае наличия акта об отсутствии технической возможности установки приборов учета, применение такого коэффициента неправомерно. Акты составляются управляющими организациями.

В отношении повышающих коэффициентов по отоплению в случае отсутствия общедомовых приборов учета министерство напомнило, что данная норма в конце февраля Правительством Российской Федерации отменена.

«Вопрос об изменении способа оплаты гражданами за отопление подлежит дальнейшему детальному обсуждению», — сообщила Наталья Сивцева. Поскольку граждане оплачивают коммунальные услуги по льготным тарифам, а разница до экономически обоснованного уровня возмещается поставщикам ресурсов из государственного бюджета республики, то данный вопрос увязан с порядком субсидирования этой разницы. Ведь начисленная квартплата является базой для расчета субсидий на разницу тарифов поставщикам ресурсов. В целом, по жилищному фонду существует ряд проблем, связанных со слабым учетом его технических характеристик, мониторингом за техническим состоянием жилфонда, отчетностью и т.д. Однако бесспорно одно – расходы и граждан, и бюджета должны осуществляться по фактически потребленным объемам по показаниям приборов учета. И только в случае их отсутствия или выхода из строя прибора учета расчет производится через определенное время по нормативам.

Система «Дом.Онлайн» набирает обороты

На круглом столе участники ознакомились с существующими в республике государственными информационными системами, позволяющими в режиме онлайн обеспечивать учет и мониторинг жилфонда, прозрачный расчет платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, возможности личного кабинета по просмотру начислений и прием оплаты через интернет, не выходя из дома. С момента ввода в промышленную эксплуатацию Системы Дом.Онлайн более 3600 граждан пользуются возможностями личного кабинета, за год работы количество пользователей возросло в шесть раз, однако это только начало. В рамках подготовки к внедрению федеральной ГИС ЖКХ с 1 июля 2017 года требуется активизация работы администраций муниципальных образований, поставщиков коммунальных ресурсов и управляющих организаций по передаче данных в федеральную систему, возможности чего обеспечит региональная информационная система.

Представителю республиканского ценового органа Дмитрию Антонову были заданы острые вопросы по уровню тарифов на коммунальные ресурсы различных поставщиков в Алданском районе. Выступающих волновали высокие тарифы основного поставщика-монополиста АО «Теплоэнергосервис» и качество предоставляемых услуг. Компетентные ответы сняли многие неясности, однако наличие объективных факторов в настоящее время не позволяет полностью решить запросы общества только через тарифную политику. Безусловно, необходима консолидация усилий всех участников по решению организационных вопросов, а со стороны государства требуется обеспечить условия для привлечения частного капитала и развития конкуренции, в первую очередь через энергосервисные механизмы, что позволит в конечном итоге снизить затраты.

«По итогам работы в городе Алдане будут даны официальные разъяснения по вопросам, требующим вмешательства министерства, а также будет продолжено взаимодействие по проблемам и инициативам, исходящим от муниципальных властей и населения, в том числе по совершенствованию подходов к управлению в отрасли ЖКХ на местах и при необходимости – обоснование внесения изменений в нормативные акты», — заверила Наталья Сивцева.

Акция «День грамотного потребителя услуг ЖКХ» продолжит практику выездных мероприятий для проведения информационно-разъяснительной работы по вопросам ЖКХ, а также решению проблемных вопросов в населенных пунктах республики.