Что нам стоит дом построить: какой будет жилищная политика Якутии в 2016 году (ИНФОГРАФИКА)

В будущем году в Якутии планируют построить 600 тысяч квадратных метров жилья, на эти цели только из бюджета республики выделено более 4,8 млрд рублей. Что стоит за этим цифрами, ЯСИА поинтересовалось у главы республиканского Минстроя Веры Кузаковой.

562

— Вера Алексеевна, 600 тысяч квадратных метров для Якутии — это много или мало и хватит ли средств на достижение этих показателей?

— Это много, особенно с учетом кризиса, в который сегодня попали не только граждане, но и строительные организации, которые испытывают дефицит средств.  Общая финансовая потребность для реализации этих планов составляет, по предварительным подсчетам, 17,5 млрд рублей, что тоже немало. Частично эти затраты будут покрыты за счёт бюджета, через различные госпрограммы. Например, в бюджете республике мы предусмотрели 4,865 млрд рублей на софинансирование жилищного строительства. Думаю, если федеральная программа господдержки будет продолжена, то это реальные цифры, и мы их достигнем.

— Из чего складываются 600 тысяч квадратных метров?

— Весь объем жилья, который планируется ввести в 2016 году, можно поделить на две части: жилье, которое будет строиться с господдержкой, и жилье, которое будет строиться без таковой. В первом случае строительство жилых домов будет обеспечиваться вливанием средств из федерального, республиканского и муниципального бюджетов, в основном через действующие государственные программы по обеспечению жильем. Это прежде всего касается жилищного фонда социального использования. Все эти программы подразумевают как строительство многоквартирных домов, так и индивидуальное жилищное строительство. В планах на 2016 год доля такого жилья составляет 306,051 тысячи квадратных метров или 51% от общего объема строительства.

Жилищное строительство без господдержки подразумевает долевое участие самих граждан: люди вкладывают свои средства или берут кредиты и работают напрямую с застройщиком, сами заключают договора долевого участия.  Проанализировав финансовые возможности населения, мы прогнозируем, что доля жилья, построенного без господдержки, составит 47% или 280,649 тысячи квадратных метров.

Таким образом, на сегодня мы имеем дефицит в 13,3 тысячи квадратных метров, которые пока не обеспечены покупательской способностью граждан и государственной поддержкой.

— То есть, есть вероятность, что это жилье не будет построено из-за отсутствия средств?

— Нет, это вовсе не означает, что программа не будет выполнена. Это лишь прогноз, который основывается на тех средствах, которые предусмотрены в бюджетах разных уровней на 2016 год и возможностях граждан строить и сдавать жилье по программе индивидуального жилищного строительства или брать кредиты и включаться в долевое строительство. Эти данные могут измениться, например, при последней корректировке республиканской Инвестрограммы нам немного увеличили финансирование, и дефицит, который составлял 130 тысяч квадратных метров, сократился до 13 тысяч.  Мы будем и дальше работать в этом направлении. То, что есть дефицит, означает, что необходимо искать другие механизмы по повышению доступности жилья для граждан, поэтому нам сегодня дана задача пересмотреть механизмы реализации действующих жилищных программ, чтобы от каждого вложенного государственного рубля получить максимум квадратных метров и позволить войти в эти программы как можно большему числу граждан.

— Один из самых больных вопросов — стоимость жилья. Не секрет, что в Якутии цена квадратного метра одна из самых высоких. С чем это связано?

— Прежде всего, с условиями строительства. Неразвитая инфраструктура, вечная мерзлота, дорогой и долгий завоз материалов — все это увеличивает стоимость строительства. Наши условия несравнимы с условиями средней полосы России и даже Дальневосточного округа. Тем не менее, по вводу жилья  на тысячу жителей мы занимаем первое место в ДВФО, да и средняя цена немногим выше, чем в целом на Дальнем Востоке.

— Какие основные направлена господдержки жилищного строительства будут действовать в будущем году?

Это, прежде всего, строительство жилищного фонда социального использования. Самой масштабной статьей останется переселение из ветхого и аварийного жилья, в 2016 году планируется ввести свыше 117 тысяч квадратных метров по этой программе. Также в приоритете — строительство жилья для молодых семей и многодетных семей, имеющих 5 и более детей, строительство жилья и детских садов в рамках общереспубликанской программы «Моя Якутия в XXI веке». Кроме того, с будущего года в наше ведение переходит программа по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также мы начинаем реализовывать планы по строительству арендного жилья, по этим направлением предусмотрено строительство 12,2 и 2,3 тысячи квадратных метров соответственно.

— А как обстоят дела с качеством? Достаточно ли в республике добросовестных застройщиков, чтобы обеспечить такие объемы строительства?

— Качество будет обеспечиваться застройщиком в рамках подрядной организации, кроме того, большая часть объектов будет подлежать строительному надзору, а проектная документация — экспертизе. Уже принято решение, что с 1 января 2016 года все жилье, независимо от этажности, будет проходить проектную экспертизу и контролироваться строительным надзором. Эти требования внесены в соглашения между муниципалитетами и Минстроем республики, особенно это касается жилья в рамках программы переселения из ветхого и аварийного фонда и строительства жилья для детей-сирот.

Кроме того, поскольку жилые объекты строятся по всей республике, и Госстройнадзор не может охватить их все регулярными проверками, сегодня мы делаем упор на общественный контроль, которые осуществляют общественные советы. Сегодня они не только могут контролировать ход строительства, но и участвовать в подписании актов приемки домов. В связи с этим большой потенциал мы видим в сотрудничестве с СВФУ. С будущего года, в рамках воспитания будущих специалистов, мы планируем привлекать к общественной экспертизе новостроек студентов технических факультетов. Мы посмотрим, студенты из каких улусов учатся на этих факультетах, когда они будут ездить на летние каникулы, мы будем давать им производственные поручения, чтобы они посещали строящиеся объекты и отправляли нам информацию о ходе строительства.  Все высказанные замечания будем принимать к сведению и отрабатывать. Соответствующая договоренность и понимание со стороны руководителей кафедр университета есть, думаю, такое сотрудничество будет полезным.

— Хватит у студентов необходимых знаний для такой работы?

—  Думаю, да. Во-первых, это будут студенты строительных и технических специальностей, то есть люди, более или менее связанные со строительством, что предпочтительнее, нежели обычные люди, из общественного совета, которые будут ходить оценивать стройку, не имея специальных знаний.  Во-вторых, перед тем, как дать такие задания, мы вместе с Госстройнадзором проведем установочные семинары и вводные лекции, на которых будем рассказывать, на что обращать внимание, как оценивать результат.  Эти студенты войдут в Общественный совет при Минстрое и будут тесно связаны с общественными советами на местах.

Еще один шаг в направлении ужесточения контроля за качеством вводимого жилья – создание республиканской комиссии по переселению граждан. Переселение из ветхого и аварийного жилья – программа №1 для российских граждан, по ней всегда возникает много вопросов. Поэтому сегодня перед Фондом содействия реформированию ЖКХ и Минстроем РФ поставлена задача создать региональные комиссии по рассмотрению обращений граждан на качество строительства. В республике такая комиссия сформирована, возглавит ее зампред правительства Игорь Никифоров, порядок работы и состав будут утверждены распоряжением правительства республики. Задача комиссии – вести реестр обращений граждан. Делается это не просто для общего кругозора — если обращение ставится в реестр, комиссия контролирует его исполнение до тех пор, пока не будут устранены все замечания на качество строительства. И только после того, как будет принято решение, что обращение исполнено в полном объеме, оно может быть исключено из реестра.