Движение вперед: Семен Винокуров о возрождении флота, тарифах и региональных перевозках

761

Транспорт для республики — все, а при хроническом бездорожье первые роли играют авиа- и речные перевозки. О том, что нового происходит в этих отраслях, мы попросили рассказать министра транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семена Винокурова.


Начало возрождения флота

— Вас можно поздравить с пуском на воду первого за много лет судна.

— Спасибо. С 1991 года в республике не было построено ни одного судна, хотя в советское время в Ленском бассейне действовали три судоверфи, два судоремонтных завода и три ремонтно-эксплуатационные базы флота. В год различными способами строилось до 20 единиц. Сегодня у нас зарегистрировано 1400 судов, средний возраст которых составляет 35 лет.

А ведь водный транспорт — это основной перевозчик грузов. За навигацию мы завозим более трех миллионов тонн. И вот произошло знаменательное событие – спустили на воду сразу два — танкер грузоподъемностью полторы тысячи тонн в Жатае, судно типа «Ленанефть» в Пеледуе. Это начало возрождения флота в нашей республике и Жатайского завода. В ближайшие два года планируется завершить работу на восьми судах: двух — в центре России, шести — в Жатае. На это за счет «РИК +» предусмотрено 550 млн рублей.

— Сегодня же действуют требования к Техническому регламенту о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, для нефтеналивных судов.

– Да, двойное дно и двойные борта. Под них у нас подпадают 66 единиц, поэтому мы подготовили программу реновации и модернизации флота. На это в ближайшие три года потребуется 1 млрд 452 млн рублей, рассматриваются различные источники финансирования.

Одними из перспективных направлений являются комплексный инвестиционный проект модернизации флота и строительства судов для обеспечения грузоперевозок в Ленском бассейне, реконструкция и модернизация Жатайского судоремонтного и судостроительного завода. Вместе с Корпорацией развития РС(Я), которую возглавляет Геннадий Алексеев, ЛОРП и наше министерство провели большую работу на федеральном уровне.

Этот проект уже знают во всех федеральных министерствах. Создана рабочая группа, разрабатывается финансовая модель, ведь на его реализацию нужно 5 млрд 750 млн рублей. Он одобрен Минэкономразвития России 24 мая на совместном заседании Морской коллегии при Правительстве РФ и президиума Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

Учреждена проектная компания «Жатайская судоверфь». Уже подготовлены технические задания для проведения изыскательских работ на объектах капитального строительства, которые планируем завершить к концу 2016 года. В ближайшее время проект будет презентован Министерством промышленности РФ в рамках Восточного экономического форума для привлечения инвестиций, наилучших технологий, организации кооперации с машиностроительными и судостроительными компаниями. Мы предлагаем пилотный проект возобновления судостроения в бассейнах рек России, в том числе и Ленского бассейна. Предложения по реализации этого проекта главой республики Егором Борисовым направлены в федеральные органы власти.

— По всем фронтам работаете.

— Очень надеемся на госпрограмму развития Арктики, которая наконец-то обретет новые очертания и будет не подбором объектов из других целевых программ, а поможет реализовать стратегические и очень нужные проекты.

— А что по пассажирским перевозкам?

— На следующей неделе планируем презентацию в Покровске нового пассажирского судна. Оно было построено в Костроме, его уже доставили в Нижний Бестях. Будет ходить в сторону Исити. 44 пассажира, шесть остановочных пунктов. С 2014 года уже приобретено 6 маломерных катеров для перевозки пассажиров на арктических реках. Так что обновление пассажирского флота началось.

Субсидии – не просто деньги

— Семен Викторович, во время отчета об итогах социально-экономического развития республики за 2015 год в Госсобрании (Ил Тумэн) Егор Борисов поручил правительству двукратно увеличить субсидии на внутрирегиональные авиаперевозки. Как продвигается дело?

— Субсидии – это ведь не просто деньги. Это снижение тарифов и увеличение авиаперевозок. Это люди, которые по справедливой цене смогут добраться, куда им нужно. Как раз сегодня было заседание межведомственной комиссии, в которую входят представители нашего министерства, Госкомцен, Минфина, Минэкономики и наших авиакомпаний («Полярные авиалинии» и «Якутия»). Мы работаем по двум направлениям: внутрирегиональные перевозки и социально значимые внутриулусные перевозки.

Субсидирование внутриулусных перевозок касается всех категорий граждан. Оно действует в 24 районах республики, в основном в Арктике, но есть труднодоступные населенные пункты в Заречье, Вилюйской группе улусов, Кобяйском районе. В этом году на снижение тарифов выделено 280 миллионов. Это 1422 рейса по 115 направлениям. И их не хватает.

— Сколько платит пассажир от реальной стоимости?

— 30 процентов. В северных улусах, чтобы добраться от Сайды до Батагая, пассажиру нужно заплатить 3037 рублей, из Табалаха до Батагая – 2239 рублей, из Барылаха до Сартана – 2151 рубль. Увеличение субсидий поможет сдержать рост тарифов.

Полеты по расписанию

— Во время отчетов правительства жители отдаленных сел жаловались на то, что нет четкого расписания рейсов на внутриулусных перевозках.

— Да, это серьезная проблема. Дело в том, что из-за ограниченных финансовых средств авиакомпания вынуждена устанавливать норму загрузки. Это 65%. То есть, если в вертолете 22 места, он полетит при условии, что будет куплено 14 билетов в одну сторону и столько же обратно. Из-за этого в наслегах, где живет 200-300 человек, возникают большие проблемы.

Поэтому первое, что решила наша рабочая группа, — установить постоянное расписание и снизить нормы загрузки. Теперь для наслега с населением до 250 человек она будет 45%, до 350 — 50%, свыше 450 человек – 55%, 550 – 60% и свыше 650 – 65%. Для этого мы проанализировали количество полетов за последние три года по каждому населенному пункту. Четкое расписание рейсов «Полярных авиалиний» удобно пассажирам. Это главное.

Увеличение субсидии почти в два раза позволит изменить количество рейсов, добавить к нынешним 1422 еще 1056. Это существенный прорыв. В последние годы подвижность населения растет, и мы рассчитываем увеличить пассажиропоток с 24 952 до 44 400 человек.

— Во сколько это обойдется бюджету?

— Потребуется 561 млн рублей. Председатель Госкомцен Антонина Винокурова предложила рассмотреть тарифную политику с учетом дальности перелетов, соотношения переменных и постоянных расходов и т.д. Чтобы тарифы были более справедливыми. На следующей неделе в Покровске состоится презентация нового пассажирского судна. 44 пассажира, шесть остановочных пунктов. В прошлом году два подобных катера были куплены для Усть-Янского района. Почти в два раза планируется увеличить субсидии на внутриулусных направлениях. Нормы загрузки рейсов будут устанавливаться дифференцировано с учетом численности населенных пунктов.

Новые возможности

— Будут ли изменения во внутрирегиональных перевозках?

— Субсидии выделяются в размере 111 миллионов рублей на 14 маршрутов из Якутска в арктические районы: Белая Гора, Чокурдах, Саскылах, Тикси, Зырянка, Батагай, Жиганск, Мома, Черский, Оленек, Среднеколымск, Депутатский, Усть-Куйга, Саккырыр. За время действия субсидий перевозится порядка 9,5 тысяч человек по тарифам в два раза меньше реальных.

Но тут, как и в федеральной программе, есть ограничения. Субсидиями могут воспользоваться только граждане до 23 лет и старше 55 с 1 апреля по 31 октября. Увеличение субсидий в два раза поможет делать льготные перевозки круглый год, давать больше квот. Сегодня это порядка шести мест на каждый третий рейс. В случае увеличения субсидий мы сможем выделять по 6-8 льготных мест на каждый регулярный рейс.

Кроме того, хотелось бы снизить возрастные ограничения для жительниц Крайнего Севера до 50 лет, установить такие же льготы для инвалидов первой и второй групп и добавить маршруты «Якутск – Усть-Нера» и «Якутск – Полярный».

— Плюсы получат не только жители республики, но и авиакомпании.

— Да, если эта программа реализуется, улучшится экономика наших авиапредприятий за счет увеличения налета часов, повышения эффективности, увеличения загрузки рейсов. Еще раз повторю: это наши предложения, которые мы вносим на рассмотрение при формировании бюджета на 2017 год.