Министр образования России Ольга Васильева выступила с инициативой о возвращении классических письменных экзаменов при поступлении в вузы. Эксперты Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова оценили целесообразность данного предложения.
Письменные экзамены при поступлении в высшие учебные заведения были отменены несколько лет назад, вместо них стало необходимо как можно лучше написать ЕГЭ. С одной стороны, это упростило процедуру поступления, с другой — снизило уровень знаний, ведь теперь весь 11 класс детей «натаскивают» на тестирование, а на первом курсе университета они «доучивают» школьную программу.
Нужно подумать и внести поправки о том, что вузы, особенно очень сложные, социально значимые, например, медицинские или инженерные, должны иметь вступительные письменные экзамены. Без этого нельзя. (Ольга Васильева)
Профессор филологического факультета СВФУ Светлана Залуцкая отмечает, что вступительные экзамены оказывают значительное влияние на отбор абитуриентов: «В конечном итоге это повлияет на качество подготовки студентов к профессиональной деятельности. К медицинским и инженерным вузам следует добавить и педагогические, в чьих руках — будущее России».
По ее словам, хороший балл ЕГЭ – давно не показатель грамотности будущего студента. Такие выпускники хорошо справляются с тестовыми заданиями, но плохо говорят, мало читают и зачастую не отличаются логикой и аналитическими способностями.
Возвращение письменного экзамена может изменить ситуацию в лучшую сторону. Но при одном условии: «Вводить такой экзамен или нет, определять его формат и степень сложности, выбирать направление подготовки, по которому требуются дополнительные испытания, должен сам вуз. МГУ, может быть, в таких экзаменах не нуждается, а вот для абитуриентов по педагогическим специальностям СВФУ я бы «реанимировала» не только письменную работу, но и собеседование». Кандидат педагогических наук считает, что будущий учитель должен уметь говорить, общаться и быть профессионально ориентированным.
Каким должно быть собеседование? «Для будущих учителей русского языка и литературы это могут быть письменная рекомендация книги и устное собеседование по предложенной ситуации. Для будущих юристов — условное выступление в суде по предложенной проблеме. Мне кажется, здесь важно учить мыслить, рассуждать. А вот будущим инженерам, может быть, лучше лишний раз проверить знания, логику мышления, инженерные способности… Врачей хотелось бы проверить на способность общаться в пациентом», – резюмирует Залуцкая.
Заведующая кафедрой общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Ирина Павлова подчеркивает, что традиционные письменные экзамены ввести необходимо: «Я работаю в университете уже 36 лет и застала период, когда сдавали вступительные экзамены. Мы, преподаватели, были против их отмены. Сегодня уже все видят разницу между студентами, которые учились раньше, и теми, кто поступает сейчас, — они могут отвечать письменно, а устно — нет».
По ее мнению, тестовая система была введена с ориентацией на западный тип образования. Время показало, что традиции всё же стоило сохранить. «Необходимо хорошо подумать, в каком виде проводить письменные экзамены. Возможно, есть новый, современный подход», — заявляет Павлова.