Проект «Жизнь в районах»: Качество почтовых услуг в улусах. Круглый стол «Сахамедиа»

Вопросы повышения качества почтовых услуг в районах Якутии были обсуждены в республиканском медиа-центре на круглом столе, организованном проектом "Жизнь в районах" в рамках рубрики "Общая забота".

5819
Участниками мероприятия стали первый заместитель министра связи и информационных технологий республики Николай Гришаев, руководитель Якутского филиала «Почта России» Алевтина Игнатьева и журналисты государственных СМИ.

 

В век оперативной информации на электронный ящик сообщения поступают сразу после отправки их адресатом. Интернет-сервисы позволяют следить за событиями мирового масштаба в режиме онлайн. Чудо? Нет. Мы привыкли к такому удобству.

Почта России – не частная лавочка, а оператор государственной почтовой сети. Доставка корреспонденции строго регламентируется контрольными сроками, разработанными и утвержденными Минсвязи РФ. Однако в условиях Якутии, территория которой составляет 3,3 миллиона квадратных километров, добраться из столицы до райцентра можно не чаще одного раза в неделю, таков график регулярных авиарейсов. От райцентра до наслега расстояние в 400-500 километров возможно преодолеть лишь по зимнику. На круглом столе представители СМИ озвучили жалобы, поступающие из населенных пунктов.

Бесплатные газеты – за деньги?

Первый вопрос поступил из Верхнеколымского улуса. Главный редактор газеты «Колымские новости» Мира Шаркевич жалуется на неудобный график работы местного почтового отделения, на постоянные задержки корреспонденции. Газеты лежат на складах, до конечного адресата доходят с опозданием, а порой и вовсе не поступают. В отделении почтовой связи (ОПС) работают всего два человека. Застать начальника трудно: на работе она появляется редко. Газеты «Якутия» и «Саха сирэ» с 1 января доставляются до адресата бесплатно, но почтовые работники продают их… за деньги.

Руководитель Якутского филиала Почты России Алевтина Игнатьева:

— По поводу отправки почтовых отправлений в Зырянку: мы в курсе проблемы. Неделю назад этот вопрос решили полностью. Причина задержки — в отмене авиарейсов. В таких ситуациях авиаторы идут навстречу людям и отдают приоритет пассажирам. Почту начали брать на борт самолета лишь в конце января.

То, что газеты идут на продажу — жалоба не подтверждена. Торговать бесплатными изданиями мы не можем. Технология реализации просматривается в почтовом окне. Работники почты при всем желании не смогут продать бесплатную газету.

В Зырянке постоянно проводим проверки, работа начальника ОПС находится под жестким контролем. Тем более, в прошлом году выделили им новый автотранспорт, так что сегодня по доставке корреспонденции внутри района проблем нет.

А куда посылки пропадают?

Жалоба из Ленского района. Читатель подписался на обе газеты – «Якутию» и «Саха сирэ», почтальоны не приносят ни ту, ни другую. Половина жителей республики узнает о главных событиях страны и мира с опозданием. Теряются письма и посылки, а ответственные за их доставку разводят руками.

Алевтина Игнатьева:

— Надо конкретно разбираться, смотреть, какой был договор – до востребования в ОПС или до квартиры. Бесплатные газеты – проект совершенно новый. Когда внедряется что-то новое, могут быть некоторые несоответствия. Я встречалась с руководством холдинга «Сахамедиа», подводили итоги за январь, просматривали логистику. Думаю, проблемы решатся.

Штат укомплектован на 97%

Вопрос Антонины Сафроновой из Усть-Куйги касается укомплектованности кадров и количества штатных работников в системе якутского филиала Почты России. Задержка на месяц и более газет и журналов, писем и уведомлений стала привычным явлением. Читательница спрашивает: «Может, почте не хватает сотрудников?»

Алевтина Игнатьева:

— Наш филиал является самым укомплектованным не только по Дальнему Востоку, но и по России – на 97%. Свободные вакансии имеются лишь в Мирном и Ленске. Там находится «АЛРОСА», другие крупные компании, где заработная плата намного выше, чем у нас. Почта России – стабильная компания, вовремя выплачивающая зарплату работникам, дающая хороший соцпакет. По поиску сотрудников мы работаем.

Молодой коллектив филиала

Житель поселка Улахан-Ан Хангаласского улуса Владимир Кривошапкин наслышан о том, что зарплата работников почты всегда была низкой. Какова она сейчас?

Алевтина Игнатьева:

— За последние четыре года средняя заработная плата выросла на 30%, в том числе и у почтальонов. В прошлом году она два раза повышалась, а с середины года перешли на новую систему мотивации и премирования. Раньше премия составляла 15% от оклада, сейчас — 30%, плюс дополнительные бонусы – подписка, торговля, страховые продукты.

Якутский филиал Почты России насчитывает две с половиной тысячи человек. Средний возраст — 40 лет, много молодых кадров. Есть, конечно, недочеты, какие-то частные моменты. Не ошибается тот, кто не работает.

Позитив: спасибо за хорошую работу!

Из Жиганского улуса делится своим мнением главный редактор газеты «Новости Жиганска» Алексей Матвеев: «Республиканские газеты выходят регулярно. Все нормально, население передает вам слова благодарности».

Алевтина Игнатьева:

— Очень радостно это слышать. Чтобы улучшить качество работы, организовать масштабную подписку и доставку периодики без нареканий, мы плотно работали два года.

Жители Томпонского района выражают недовольство работой ОПС

Людмила Винокурова и другие жители Томпонского улуса крайне недовольны работой начальника местного ОПС. Требуют, чтобы ее сняли и поставили другого человека. Кстати, были замечания, касающиеся работы отделения почты в поселке Теплый Ключ.

Алевтина Игнатьева:

— Мое личное мнение: каков начальник, таково и отделение. Томпонское отделение возглавляет Ольга Георгиевна Уколова – человек с большим стажем. Работы на почте очень много — не только почтовые услуги, но посылочный и финансовый бизнес, доставка пенсий, подписка. Жалоб от населения Томпонского района ни в наше отделение, ни в адрес чурапчинского не поступало. Если какие-то негативные моменты все-таки есть, обратитесь на чурапчинский почтамт, мы проведем дополнительное расследование.

Верхоянье обеспокоено малым количеством бесплатных газет

Неоднократно поступала критика в адрес ОПС Верхоянского улуса из Верхоянска. Бесплатные газеты «Якутия» и «Саха сирэ» поступают плохо. В феврале работники почты «обрадовали» подписчиков новостью, что газет станет меньше, они будут раздаваться по организациям.

Алевтина Игнатьева:

— В Верхоянском улусе более двух тысяч человек подписались на республиканские издания. Жалоб от жителей на то, что почта плохо отработала, не поступало. Мы каждую неделю общаемся с генеральным директором холдинга «Сахамедиа» Кириллом Алексеевым и его заместителем Верой Арбыкиной. Если жители не получают газеты, то пусть обращаются туда, где делали заявку, то есть в редакцию. «Сахамедиа» передаст нам, а мы отработаем.

Верните деньги

Эвено-Бытантайский район. Люди просят вернуть деньги за подписку, так как газеты не приходят вообще.

Алевтина Игнатьева:

— Хотелось бы увидеть конкретную жалобу, узнать адрес, откуда она поступила, чтобы мы отработали с подписчиком.

В помощь самолет и 75 автомобилей

Читатель из поселка Черский Нижнеколымского улуса спрашивает: «Какую работу Минсвязи проводит совместно с почтой?»

Отвечает первый заместитель министра связи и информационных технологий Якутии Николай Гришаев:

— Подписано соглашение между правительством республики и Почтой России. Стараемся совместно решать проблемные вопросы, касающиеся доставки, задержек. В 2014 году в республике появился самолет, который создал хорошие условия для доставки. До этого склад был забит корреспонденцией. Почта задерживалась месяцами. В течение 2014-2015 годов напряженность была снята.

В 2015 году Почта России получила около 75 единиц автотехники. Благодаря этому ведется доставка до наслегов, куда не летает авиатранспорт. Организовали терминалы по безналичной покупке газет.

Почта России – это большая сфера предоставления всевозможных услуг. Правительство республики заинтересовано в развитии организации.

— Насколько помогает Почте России развитие средств телекоммуникации?

— Они помогают не только Почте России, но и всем отраслям экономики. Стартовал проект использования мобильных почтово-кассовых терминалов. Они помогают почтальонам, которые могут более плотно работать с населением и проводить все операции на дому. Данные мобильные приложения работают по 3G-технологии. Это намного облегчает работу.

— Возможность использования мобильного приложения есть у всех жителей?

— К сожалению, нет. Там, где имеется возможность строительства оптоволоконных каналов связи, сотовые операторы могут запустить свои приложения. Те населенные пункты, где их нет, мы пытаемся охватить беспроводным доступом к Интернету. Думаю, к 2020 году данный проект завершим.

Институт подписки не сбавляет оборотов

Вопросы от корреспондента газеты «Саха сирэ» Аниверы Акимовой: «Много ли желающих выписывать периодику, в том числе и центральную?»

Алевтина Игнатьева:

— Подписка у нас стоит на первом месте. Якутия входит в десятку самых читающих регионов России. За второе полугодие 2016 года тиражи выросли на 3%. За первое полугодие 2017 года еще больше — мы убрали третью зону. Цена подписки для арктических районов сильно снизилась. Человек, проживающий в Чокурдахе или Андрюшкино, подпишется на журналы и газеты по цене Вилюйска или даже Нерюнгри.

Делается все, чтобы поднять статус института подписки. У нас получается! Имеется свой почтовый каталог. Войдя в него, можно получить дополнительную скидку в 25%. Внедрили еще один интересный проект — «Дерево добра». Любая организация может подписать на газеты и журналы дома инвалидов и престарелых, детские дома, кого-то из пенсионеров за свой счет. Акция стала популярной. На первое полугодие 2017 года меценаты, главы улусов, наслегов, Конституционный суд, связисты, да и просто жители собрали около двух миллионов.

— То есть страха, что население откажется от бумажных газет, не возникает?

— Абсолютно! Количество газет и журналов увеличилось на 25%. Продали прессы больше, чем в прошлом году. Люди читают, идет рост продаж.

— Какова структура подписки на периодику?

— 60% — население, 40 – предприятия. 50% выписывает местные издания, 50% — центральные. Среди журналов лидируют «Байдам», «Байанай». Много новых глянцевых журналов. Люди очень хорошо подписываются. Тиражи небольшие, но стабильные.

Булунский район: пурга метет, газеты не поступают

Однако негативных оценок от жителей районов по-прежнему немало. В Тикси до сих пор не получили ни одного номера «Якутии» и «Саха сирэ».

Алевтина Игнатьева:

— Если не получили, то только из-за погодных условий. В Булунском улусе вторую неделю метет пурга. У нас есть связь со всеми 420 почтовыми отделениями. По корпоративной сети узнаем, какая погода, самолет прилетел или нет. Контролируем остатки почтовых отправлений на сортировочном центре. Раньше лежало по 30-40 тонн почты. Сейчас такого нет. Из Москвы поступает порядка 5-7 тонн почтовой корреспонденции, все обрабатывается и отправляется по адресам.

За почтой на оленях

Из Алданского улуса поступил звонок: «Какое самое отдаленное отделение почты и как им доставляется корреспонденция? Например, к оленеводам».

Алевтина Игнатьева:

— В Якутии насчитывается 109 оленеводческих бригад. Они есть не только в Арктике, но и в Томпонском районе, Нерюнгри, Кобяе. У каждой бригады свой юридический адрес, доставляем письма, газеты на почтовый адрес. Планируем выполнять кроме прочего и социальную функцию — обеспечивать продуктами питания. Но это пока планы.

В Эвено-Бытантайском улусе за весь год население получило всего 500 кг  корреспонденции. Для входящей почты это очень мало. Призываем всех жителей пользоваться почтовыми услугами. В далеких наслегах это — единственная связь с миром.

— Как обстоит дело с посылками?

— Наше население интенсивно заказывает товары по Интернету. Мы входим в десятку, если не в пятерку по России. За последние годы объемы выросли в разы. Люди пользуются, это очень хорошо. Рост составляет около 20% ежемесячно.

«Воздушная подушка» будет

Мегино-Кангаласский улус, поселок Нижний Бестях, Марфа Александрова: «Появится ли судно на воздушной подушке для доставки почты в заречные районы?»

Алевтина Игнатьева:

— Обязательно. Готовим техническую документацию для объявления тендера. После прохождения процедуры закупки судна корреспонденция будет поставляться в Заречье через реку более оперативно.

Банковские услуги на почте. Придется подождать

Аллаиховский улус, поселок Чокурдах, Иван Горохов передал вопрос от земляков: «Будут ли установлены банкоматы в улусных отделениях почты?»

Николай Гришаев:

— Где будут предоставляться банковские услуги, откроются банкоматы. По этому поводу будем собираться отдельно, чтобы экстренно решить вопрос.

Министр связи России на встрече с руководством Якутии поднимал вопрос и по поводу почты. Пока будут открыты семь окон оказания банковских услуг. В будущем должны быть охвачены 26 райцентров.

Тему продолжает корреспондент ЯСИА Григорий Фоменко: «Было обещано открыть в Тикси услуги «Почта Банк».

Алевтина Игнатьева:

— Отделение почты в Тикси 1 ноября въехало в новое здание рассчетно-кассового центра. Мы взяли его в аренду у Нацбанка, то есть создали для населения хорошие условия.

Запланировано открытие банковских окон в 37 населенных пунктах, в том числе в Тикси. Само внедрение «Почта Банк» затягивается, потому что нет представителя уполномоченного «Лето Банк» на Дальнем Востоке. В других регионах они уже открыты.

— Флагманский клиентский центр «Почта Банк» анонсирован на сайте ЯСИА. Но по сей день нет информации, где и как пройдет открытие?

— Офиса «Почта Банк» в Якутии пока нет. В перспективе он должен внедриться даже в удаленных населенных пунктах, чтобы людям было удобнее. Думаю, со временем так и произойдет.

«Почта Банк» будет очень удобен для населения, произойдет оживление банковских услуг в ОПС.

В Оймякон высокоскоростной Интернет придет в марте

«Когда придет оптоволоконная связь в Оймяконский улус?» — спрашивают наши подписчики из Усть-Неры.

Николай Гришаев:

— Хочу их обрадовать: в марте этого года. Строительство ведется, коммуникации развиваются. Подрядчик ООО «Импульс» на прошлой неделе был в Якутске, затем отправился в Хандыгу. Ждали потепления, так как техника не может работать при низких температурах. Состоится торжественное подключение примерно через месяц.