Виктор Федоров: Якутия рискует оказаться за бортом малой авиации

4976

Эксперты считают, что только малая авиация может решить транспортную проблему в Якутии, обеспечить круглогодичную доступность отдаленных наслегов и сел по приемлемым ценам на авиабилеты. Народный депутат Виктор Федоров уверен, что этот вопрос требует незамедлительных мер и содействия со стороны федерального центра.


«Вы будете удивлены, но планы по развитию малой авиации реализуются. Буквально несколько дней назад получили письмо за подписью замминистра транспорта РФ, что изменения в федеральные авиационные правила, инициированные нами, находятся на стадии утверждения», — сообщил Виктор Федоров.

Парламент Якутии поднимает тему развития малой авиации с 2015 года. Проблема озвучивалась на выездном заседании Совета Федерации, по итогам которого выработаны рекомендации, даны предложения в Минтранс России.

«В авиационных правилах записано, чтобы выполнять шесть видов работ, нужно получить разрешение, а остальные виды деятельности вообще запрещены. Наше предложение — авиации общего назначения нужно получать допуск для выполнения определенных видов работ, а остальное разрешить. Например, перевозку строительных материалов на внешней подвеске. Суть нашего проекта — разрешено все, что не запрещено», — пояснил депутат.

В 2016 году в республике создана Ассоциация малой авиации, которая совместно с народными избранниками продвигает идею применения сверхлегких самолетов в Якутии. Обучение на частного пилота весьма доступно. Тем более, в Якутском авиационном техническом училище есть тренажер Сеssna, считает Виктор Федоров.

«В последнем докладе Минтранса республики отмечается падение внутренних перевозок. В 1989 году по местным авиалиниям доставляли 1,5 млн пассажиров, в 2016 году — всего 290 тысяч. По внутриулусным перевозкам показатель упал в 25 раз. Это же катастрофа», — заявил собеседник агентства.

Сегодня при поддержке министерства транспорта разработано технико-экономическое обоснование для развития полетов самолета Сеssna 206HD. Его применение позволяет вдвое снизить стоимость авиабилетов на внутриулусных рейсах. Эта крылатая машина по экономическим и эксплуатационным показателям превосходит знакомые якутянам Ан-2, Ан-3, Pilatus PC6.

«Вот мы взяли Ан-3, сейчас все под стенкой стоят, купили новые самолеты Ан-140 — разобраны. Не надо опыты ставить на себе. Изучили мировую практику. Сегодня Сесснa составляет основной авиапарк Аляски и Канады. Это сертифицированный проверенный самолет, для которого не нужны аэродромы. У него шины низкого давления, предусмотрены лыжи и поплавки — садись куда хочешь. Плюс ко всему в Якутии остались с советских времен 400 посадочных площадок, из них 250 находятся в рабочем состоянии. Для полетов в темное время суток у нас проработан вариант «ночной старт» для освещения, он стоит 700 тысяч рублей», — уточнил Федоров.

Для продвижения проекта комитет парламента предлагает увеличить уставной капитал «Туймаады-Лизинг», чтобы компания могла купить для начала три самолета: «Нужно воспользоваться моментом — Россия дает субсидию на развитие малой авиации. Если Сессна сегодня стоит 56 млн рублей, то полагается 46 млн рублей, а это — 80% от его стоимости. По 10 миллионов за каждый самолет наша компания доплатит сама. Эти деньги вернутся, тогда можно купить следующие три воздушные судна. Сформировать парк из 20 — 25 самолетов и вернуть деньги в лизинговую компанию. Но, честно говоря, мы отрабатываем дополнительный вариант», — подчеркнул он.

В настоящее время в бюджете республики нет лишних средств, поэтому имеется альтернатива отработки с Государственной транспортной лизинговой компанией. В любом случае, не стоит терять время, считает парламентарий.

«Когда были хорошие времена и можно было приобрести самолеты, мы этим моментом не воспользовались. Самое главное, постановление правительства РФ о субсидировании покупки воздушных судов было подписано в 2011 году. Три года, начиная с 2012, должны были стать золотым временем для развития малой авиации. А сейчас средства на программу субсидирования уменьшаются. В этом году выделили всего 300 млн рублей по малой авиации. Мы претендуем на 150 млн, а это половина от всей суммы. А если другие регионы возьмут, то все — мы останемся за бортом малой авиации».