Владимир Прокопьев озвучил предложения Якутии по особо охраняемым территориям в Совете Федерации

192

В Совете Федерации 31 октября состоялся «круглый стол» на тему «Правовые проблемы использования и охраны земель особо охраняемых территорий и объектов». От республики в его работе участвовали председатель постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Владимир Прокопьев и заместитель министра охраны природы республики Эдуард Пихтин. Владимир Прокопьев рассказал об итогах «круглого стола» пресс-службе Ил Тумэн.


В России проведена масштабная работа по расширению системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Якутия имеет сформированную систему ООПТ, состоящую из 212 ООПТ различной категории и вида, в том числе 3 ООПТ федерального, 125 ООПТ республиканского и 84 ООПТ местного значения. В условиях освоения новых месторождений и реализации крупных промышленных проектов пока удаётся не только сохранить, но и увеличить площадь ООПТ до 908 тысяч кв. км. (90 млн. 800 га) или 29,4% территории Якутии.

В Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и в смежное законодательство внесены изменения, которые способствовали развитию системы особо охраняемых природных территорий, но с другой стороны значительно ослабили правовую защиту ООПТ. В регионах остро стоит вопрос перевода земельных участков и постановки их на учёт. В случае особо охраняемых природных территорий федерального значения статус земель ясен, они являются землями особо охраняемых природных территорий, но для региональных и местных особо охраняемых природных территорий этот вопрос актуален, так как в большинстве случаев они расположены на землях лесного фонда.

Кроме того, ввиду отсутствия в действующем законодательстве чёткого определения, какими природными объектами являются отдельные категории особо охраняемых природных территорий, сведения о них вносятся в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков. Хотя, в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», особо охраняемые природные территории могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости в качестве земельных участков, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территорий. Это связано с тем, что в законе прямо не указано, что ООПТ должны вноситься в государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий.

В этой связи необходимо ввести норму, позволяющую перевести земли и земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в категорию земель особо охраняемых природных территорий. Также необходимо законодательно установить перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий и отдельно перечень особо охраняемых природных территорий, сведения о которых вносятся в государственный кадастр недвижимости как земельные участки.

Согласно Федеральному закону № 406-ФЗ, территории традиционного природопользования исключены из перечня особо охраняемых природных территорий и категории земель ООПТ соответственно. По данным Всероссийской переписи населения, в Якутии проживают 32,9 тыс. представителей коренных малочисленных народов Севера. На особо охраняемых природных территориях республики ведут свою традиционную деятельность 62 родовые общины коренных малочисленных народов Севера на территориях площадью около 16,4 млн. га. Авторы изменений высказывали более позитивную мысль о том, что коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ должны иметь больше возможностей для хозяйственного использования соответствующих территорий и находящихся на них природных ресурсов, и выбор должен был сделан в пользу того, чтобы отнести земли территорий традиционного природопользования к землям природоохранного назначения.

Но на деле они создали правовой вакуум, когда Федеральным Законом «О территориях традиционного природопользования» определено, что территории традиционного природопользования являются особо охраняемыми территориями, образованными для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, но при этом в Земельном кодексе РФ не прописано, что данные территории относятся к особо охраняемым территориям, тем более не отнесены к землям природоохранного назначения, как ранее было заявлено авторами данного Закона. Предлагаю прописать в Земельном кодексе Российской Федерации норму о том, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов относятся к землям природоохранного назначения особо охраняемых территорий.

В последнее время обострился вопрос регулирования ресурсопользования в зависимости от установленной категории и режима ООПТ. Участились попытки изменить границы и категорию особо охраняемых природных территорий. Надо отметить, что изменения, внесённые Федеральным законом № ФЗ-406, это позволяют. Таким образом, государственный природный заповедник может быть преобразован в национальный парк со всеми отсюда вытекающими последствиями. Считаю недопустимым изменение категории ООПТ в отношении государственных природных заповедников. Государственные природные заповедники не должны менять свой статус, иначе для чего мы их создавали? В действующем законе нужны нормы, регулирующие случаи изменения границ особо охраняемых природных территорий, поэтому предлагаю определить такие случаи законами Российской Федерации и субъектов Федерации в соответствии со значением особо охраняемых природных территорий.

Но при этом, надо к этому подойти очень аккуратно. В октябре 2016 года на публичное обсуждение размещены поправки, касающиеся изменения Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» в части правового регулирования изменения границ особо охраняемых природных территорий, которые получают много отрицательных отзывов со стороны общественности. Законодательно надо закрепить нормы, которые не позволяли бы изменять границы ООПТ в сторону их уменьшения, а, наоборот, позволяли бы их только увеличивать.

В действующем законодательстве не предусмотрено обязательное проведение государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон. В то же время, судебная практика доказывает, что документация, обосновывающая изменения границ и режима ООПТ, является объектом государственной экологической экспертизы. Необходимо в Федеральных законах «Об особо охраняемых природных территориях» и «Об экологической экспертизе» прописать норму, обязывающую проводить государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих изменение границ и режима ООПТ и их охранных зон.

Участники «круглого стола» согласились с тем, что из-за отсутствия объединяющего начала в деятельности регионов по вопросам особо охраняемых природных территорий необходимо сформировать единую методическую базу и серию рекомендаций для регионов по таким вопросам. По итогам дискуссии участники мероприятия приняли рекомендации в адрес Федерального Собрания России, Правительства РФ и субъектов Российской Федерации».