— Необходимость нового закона продиктована самой жизнью. Вариантов было много, от первоначального до проекта, вынесенного на обсуждение, можно сказать, практически не осталось ничего.
Центральное место в законе занимает статья о единой системе заготовки, переработки и сбыта сельхозпродукции, то есть таким образом планируется организовать единую схему, единые правила для игроков на сельскохозяйственном рынке. Будет установлен порядок формирования механизма гарантированного закупа сельхозпродукции по единой цене. К примеру, если по району выращивается 11 тыс.тонн картофеля, из них определенный объем будет гарантированно выкупаться государством. К конкретным объемам мы придем, когда перейдем к практическому воплощению.
Безусловно, самый главный вопрос – формирование закупочной цены. Для этого будет выработана специальная методика, согласно которой цены, как тарифы на коммунальные услуги, электроэнергию и т.д., будут ежегодно защищаться.
Заготовители должны будут доказать обоснованность той или иной цены, которая будет складываться из себестоимости, с учетом затрат на переработку и т.д. Естественно в каждом районе она будет разной.
На сегодня субсидия, выплачиваемая на молоко, фактически является закупочной ценой. По новому закону предполагается, что субсидии не будет, а средства господдержки поступят на счет заготовителю, который будет уполномочен выполнять эти функции исполнительным органом власти (минсельхозом) и органом местного самоуправления (районом) и входить в единый республиканский реестр. К примеру, в нашем районе крупнейшим заготовителем молока является ООО «Кладовая Олекмы». Любой желающий заготовкой заниматься не сможет, а только тот, кто будет иметь соответствующие полномочия.
Кроме того, законом определена возможность участия заготовительных организаций в поставках сельхозпродукции учреждениям и населению республики. Сейчас они занимаются только заготовкой, по новому закону их функции расширятся, и они смогут поставлять продукцию по муниципальному заказу, конечно, в рамках 44-го ФЗ.
Господдержка заготовительных организаций может учитывать и инвестиционные затраты, допустим, для строительства хранилищ, баз и т.д., то есть для создания условий для работы.
Закон в целом ориентирован на товарное производство, в нем четко прописано, что результаты государственной поддержки должны быть измеримы. Средства будут выделяться на конкретные цели. В последние годы республика вкладывает огромные средства в сельское хозяйство, но не всегда получает соответствующей отдачи. Данным законом повышается мера ответственности получателя господдержки.
Допустим, в растениеводстве субсидия выделяется на возделываемый гектар площади, при этом не учитывается, какой урожай получен – 5-10 центнеров зерна с гектара или 30. Каково количество гектаров, такова и сумма. По новому закону размер господдержки будет зависеть от конечного результата.
Закон устанавливает общие «правила игры», конкретнее все будет регламентировано подзаконными актами. Я предлагаю олекминчанам активно включиться в обсуждение законопроекта, внести свои предложения. От этого зависит наша дальнейшая жизнь.