Водный путь является основным для доставки грузов на производственные площадки АК «АЛРОСА» в Якутии в летнее время. В навигацию 2016 года управление по материально-техническому снабжению (УМТС) компании планирует завезти 243 тысячи тонн технических грузов и 150 тысяч тонн ГСМ. По данным УМТС, АК «АЛРОСА» уже завезено 80% от планируемого объема.
В связи с резким падением уровня воды на Лене (местами глубина — всего 120-130 см при требуемых для безопасного прохода судов 175 см) и во избежание простоя судов, в УМТС пересмотрели схему доставки грузов водным путем.
Навигацию и перевозку грузов для АК «АЛРОСА» по реке осуществляет дочернее общество алмазной компании «АЛРОСА-ЛЕНА». Судами общества грузы доставляются по Лене до Киренска на судах с малой осадкой. В Киренске плавучими кранами происходит перегрузка материально-технических ценностей на крупнотоннажные баржи. После чего груз поступает в порт города Ленска. Таким образом, удается свести к минимуму временные затраты и вывозить объемы груза в запланированных объемах.
Усть-Кутский транспортный узел является ключевым для обеспечения северного навигационного завоза. Он имеет железнодорожное сообщение и обеспечивает перевозку до 80% грузов для северных районов Иркутской области, Якутии и прибрежных арктических районов. До 95% всех грузов в летний период АК «АЛРОСА» получает через Усть-Кутский узел, остальные грузы доставляются зимой по сезонным автодорогам, сообщается на сайте rough-polished.com.