Каждый день из микрорайона Зелёный Мыс посёлка Черский уходят на зимнюю трассу на Чукотку машины. Иногда несколько автомобилей, но нередко их количество достигает 15 и даже 20. В соседний Билибинский район везут топливо для золотодобывающих предприятий, детали опор и грузы для строительства ЛЭП Билибино-Кекура-Песчанка, продовольственные и промышленные грузы.
И много суток длится рейс
Три раза в неделю на Нижнеколымскую нефтебазу АО «Саханефтегазсбыт» приезжают автомобили ЗАО «Артель старателей «Полярная звезда». Они перевозят дизельное топливо на основную базу предприятия в бывший посёлок Встречный. Расстояние более 230 километров, по «материковским» меркам, ерунда, в условиях Арктики рейс может растянуться на сутки и даже более того. С ними отправился в рейс корреспондент «Колымской правды».
Один за всех и все за одного
В 10 километрах от Черского поднимаемся на сопку Родинка. По рации сообщают, что навстречу с другого склона идут два «КамАЗа», просят пропустить. Наверху находим место и разъезжаемся. Спуск с восточного склона сопки мало чем отличается от подъёма, но состояние зимника здесь очень плохое. Первая автоцистерна успешно проходит это испытание, а вот второй – не повезло: её стаскивает с колеи в старую колею, скрытую слоем снега. Проехать невозможно, а вытащить машину можно только обойдя её.
Водитель Сергей Кривицкий на своей «Скании» начинает пробивать новую колею. Вообще-то зимник здесь должен быть как минимум в два раза шире, но дорожники предприятия «Дороги Колымы» последний раз здесь были в начале февраля, а за это время не раз бушевали метели.
Буквально сантиметр за сантиметром, враскачку, машина постепенно торит себе путь в глубоком снегу, мы же работаем лопатами, скалывая слежавшийся наст. Два часа такой ударной в прямом и переносном смысле работы, и тросом цепляем застрявшую машину. Увы, но на первых метрах буксировки полуприцеп начинает сильно крениться, того и гляди ёмкость с 30 тоннами дизельного топлива свалится набок. Кое-как устранили эту опасность и продолжили путь, потеряв на этом спуске чуть более двух часов времени. «В принципе такие ситуации здесь нередкие: либо самого стащит с дороги, либо кого-то другого. Останавливаемся, помогаем, по -другому на северных зимниках нельзя», — говорят водители ЗАО «Артель старателей «Полярная звезда».
Почему чукотское предприятие поддерживает состояние чужого зимника
Пока зимник идёт по лесной зоне ,трасса хоть и узковатая, но нормальная. Когда выходим в тундру в районе сопки Пантелеиха, то зимняя дорога значительно ухудшается. Дней 10 назад «Полярная звезда» вынуждена была направить сюда свой бульдозер. Тракторист практически не спал и на протяжении полутора суток чистил 20 километров зимника, выравнивал косогор, делал полосы снегозадержания. Также «наливники» «Полярной звезды» таскают за машинами старые колёса, чтобы сглаживать неровности зимника. Вот они — парадоксы нашей действительности: чукотское предприятие поддерживает работоспособное состояние зимника на якутской территории, чтобы обеспечить безопасность перевозок. А деньги получают за это «Дороги Колымы», которые обслуживают этот участок дороги «Арктика».
В прошлом году и власти Нижнеколымского района ,и общественники предложили Управлению автодорог РС(Я) при проведении торгов разделить зимник на два участка – Черский-Андрюшкино и Черский-граница с Чукотским автономным округом. Но всё осталось как есть, и в результате два постоянно ломающихся трактора «Дорог Колымы» в Черском обслуживают более 500 километров зимника от Андрюшкино до Чукотки. Естественно, о качестве говорить не приходится, а на нарекания водителей следует ответ – во всём виноваты природно-климатические условия. Интересно, почему дорожникам на Ямале или в Ханты-Мансийском автономном округе не мешают природно-климатические условия? Может, там дорожников бьют рублём и поэтому они выходят на зимники сразу после пурги.
Примерно в 23 часа выехали на дорогу Билибино-Анюйск. Этот зимник с продлённым сроком эксплуатации находится в ведении билибинских дорожников. Нельзя сказать, что он в хорошем состоянии, но однозначно его состояние лучше по сравнению с участком Черский-граница с Чукотским автономным округом. Если мы говорим об увеличении экономического сотрудничества между двумя регионами, то, может, пора принять чёткое решение по дороге?
Зимник на Андрюшкино до сих пор не открыт
А что «Дороги Колымы»? Ответ один – тракторы пойдут на чукотское направление только после открытия зимника в Андрюшкино. Два трактора этого предприятия медленно идут со стороны участка Карлуково в сторону Андрюшкино, им навстречу движутся три трактора, пришедшие из Среднеколымска. Для встречи им необходимо пройти порядка 130 километров. Мешает нарезке зимника большой снежный покров. На полпути ещё предстоит обустроить переход через реку Чукочья, а там условия для работы никогда лёгкими не были.
В Зырянке, Среднеколымске и Андрюшкино уже скапливается автотранспорт с грузами, предназначенными для предприятий, организаций и предпринимателей посёлка Черский, городов Билибино и Певек. По имеющейся информации, ожидают открытия автозимника более 30 машин. В свою очередь из этих районов готовятся выйти в рейс машины в центральные районы Якутии и соседние регионы. Вот только успеют ли они выполнить этот рейс, если зимник Черский-Андрюшкино ещё не открыт, а с 15 апреля обычно вводятся ограничения по грузоподъёмности и 25 апреля он уже должен закрываться?!
Из Черского в Андрюшкино необходимо перевезти дизельное топливо для ДЭС и материалы для летнего ремонта на объектах участка ЖКХ.
Фактически местные предприниматели уже терпят убытки из-за простоя автотранспорта, начинают пустеть полки магазинов. Один из предпринимателей обращался в республиканские инстанции по поводу задержки с открытием автозимника. Ему пришёл ответ – виноваты природно-климатические условия. Да не природа виновата, а конкретные люди, которые организуют работу, и пора бы ужесточить спрос, поскольку нарекания на работу предприятия «Дороги Колымы» идут не первый год.
Администрация Нижнеколымского района прорабатывала вопросы обустройства зимника со всеми заинтересованными ведомствами, но поскольку нарезка зимника затягивается, направлены письма председателю правительства Якутии и в Управление МЧС России по республике.