На брифинге заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Марианна Никифорова отметила, что началась последняя неделя навигации и можно подводить предварительные итоги.
В этом году, несмотря на ряд неблагоприятных факторов, навигация в целом прошла успешно. На сегодняшний день навигация на реках Амге, Вилюе, Алдане, а также на арктических реках республики Яне, Индигирке, Колыме, Анабаре и Оленьке завершена.
По оперативным данным, из плановых 1375,1 тысяч тонн завезено 1349,6, что составляет 98% от общего объема. Завершается перевозка грузов по реке Лене.
Сегодня прошла комиссия оперативного штаба. По итогам навигации отчитались Якутопторг, ГУП ЖКХ и другие крупные заказчики. По их словам, все грузы доставлены практически в полном объеме. Два больших судна на данный момент возвращаются с отгрузки грузов Минсельхоза.
«По Арктике завезено 357 тысяч тонн груза в полном объеме. По рекам Колыме, Индигирке, и Анабару и в районе моря Лаптевых — это Тикси и Кус-Юрях — все объемы грузов для нужд республики завезены также в полном объеме«, — сказала Марианна Никифорова.
На реке Амге в процессе завоза каменного угля было задействовано 20 единиц флота ОАО «ЛОРП», завезено более 40 тысяч тонн угля. На перевозке грузов по реке Вилюю участвовало более 70 единиц флота, из плановых 50,4 тысяч тонн жизнеобеспечивающих грузов на реку Вилюй доставлено 66,7 тысяч тонн. Для перевозки грузов по Лене было задействовано более 190 единиц флота. На сегодняшний день здесь работает 100 единиц флота ОАО «ЛОРП», план завоза грузов составляет 815,9 тысяч тонн. По состоянию на 12 октября, доставлено 750,4 тысяч тонн, уже в начале следующей недели все работы будут завершены.
Что касается арктической навигации, то в целом на морском участке работало 67 единиц флота класса «река-море». На реке Яне было задействовано 24 единиц флота, перевозку депонации осуществил флот ООО «Янское речное пароходство» — из плановых 25 тысяч тонн депонационных грузов доставлено 24,5 тысяч тонн. Всего в Нижнеянск доставлено 139,5 тысяч тонн грузов.
На сегодняшний день первая задача — уйти на плановый отстой флота, чтобы все суда вернулись на свои базы, считает замминистра. «Мы не хотим, чтобы, как в прошлом году, более 40 единиц судов остались на реке на случайном отстое. Это чревато потерей судов, что для нас очень критично«, — сказала Марианна Никифорова.
Сейчас по реке Колыме, Индигирке, и Яне плановый отстой судов уже прошел. По Лене суда еще не вернулись, поскольку продолжается перевозка грузов.
«В этом году впервые за 30 лет произошло самое низкое падение уровня реки не только на верхнем участке, но и на среднем и нижнем участке Лены. Вода упала ниже проектных на 1,5-2 метра, что, конечно, очень сильно усложнило работу», — сказал в свою очередь начальник управления движения флота ОАО ЛОРП Валерий Степанов. — Как начинается навигация в верховье реки — мы подымаем флот и начинаем загрузку, чтобы вовремя завезти грузы. В этом году 13 августа в Осетровском речном порту началась погрузка труб для газотранспортной системы «Сила Сибири». Они долго разворачивались и разогнались лишь к концу навигации. Но уровень воды к этому времени был самый низкий, из-за чего коэффициент загрузки флота снизился до 0,3-0,4 показателей. Но тем не менее, порядка 193 тысяч тонн груза завезли для «Силы Сибири».
Среди должников перед перевозчиками числится ГУП ЖКХ, у которого по счетам-фактурам имеется дебиторская задолженность. «Многие перевозчики авансировались к началу навигации, и на сегодняшний день мы надеемся, что в октябре-ноябре заказчики рассчитаются с перевозчиками. Порядка 70-80% оплачено по предъявленным счетам«, — сказала Марианна Никифорова.
Подготовка к навигации 2016 года начнется сразу по завершению навигации 2015 года, поскольку за короткий промежуток времени необходимо провести плановый судоремонт флота, и т.д. «Ежегодно у нас ранняя навигация. Но по сравнению с предыдущими годами последние два года навигация смещается на две недели вперед и начинается практически с конца апреля, что для нас очень хорошо. Но необходимо, чтобы заказчики были к этому готовы, чтобы не задерживать загрузку судов«. — подытожила Марианна Никифорова.
Итоги навигации 2015 года будут подведены 28 октября. Ежегодно совещание Ленского бассейного управления проводится совместно с правительством республики, руководством ООО «Росречфлот», и в этом году в качестве экспертов присоединится и правительство Иркутской области, а также традиционно перевозчики и заказчики, среди которых ООО «Газпром трансгаз Томск» — дочерняя компания ПАО «Газпром», и ООО «СтройГазТранс».