Стратегия развития Якутии: Решения инвестфорума – в жизнь

387

В Якутии идет обсуждение проекта Стратегии социально-экономического развития РС(Я) на период до 2030 года. В Томпонском районе обсуждение проекта прошло в Ынгинском наслеге, в поселке Джебарики-Хая. В поселке Хандыга с ознакомлением проекта глава района Георгий Герасимов выступил перед коллективами Томпонского филиала ГУП «ЖКХ РС(Я)» и отделения МВД. Корреспондент встретилась с Георгием Евгеньевичем и попросила ответить на несколько вопросов.


— Томпонский район напрямую станет участником в разработке и реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением основных направлений до 2050 года. Как все знают, 26 августа в Хандыге в рамках празднования юбилеев района и поселка прошел инвестиционный форум с участием члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ Вячеслава Штырова, председателя правительства РС(Я) Галины  Данчиковой, членов правительства, руководителей крупных предприятий-недропользователей и депутатов Ил Тумэна. Мы тогда обсудили и приняли резолюцию по развитию Томпонского горно-промышленного района. Большинство вопросов вошли в проект Стратегии развития республики.

Например, проекты пространственного развития выглядят так: 1. Северо-Якутская опорная зона Арктической зоны РФ. 2. Якутский транспортный узел. 3. Развитие Южной Якутии (комплекс инвестиционных проектов). 4. Развитие Томпонского горнопромышленного района. 5. Транспортно-экономический коридор «Ленск — Мирный — Сунтар — Нюрба — Вилюйск — Якутск». Основными задачами являются создание и развитие новых опорных точек роста: Алданской горнопромышленной провинции и Восточной горнорудной провинции (Усть-Мая — Хандыга — Усть-Нера). По добыче золота входит проект освоения Нежданинского золоторудного месторождения. В рамках создания новой сереброрудной отрасли промышленности произойдет освоение серебро-полиметаллического месторождения Верхне Менкече, где работает ООО «ГеоПроМайнинг «Верхне Менкече». Месторождение будет разрабатываться подземным рудником, который планируется ввести в эксплуатацию в 2017 году. Строительство объектов транспортной и электросетевой инфраструктуры будет вестись в условиях государственно-частного партнерства. Мощность предприятия составит 65 тонн серебра в год. Необходимо привлечение инвестиций. В ближайшей перспективе возможно освоение месторождения мрамора, медно-вольфрамового месторождения (Агылкинское). Все это даст возможность открыть новые рабочие места в Томпонском районе. Подготовкой кадров из числа местного населения у нас уже пятый год занимается горно-геологический техникум. Мы можем обеспечить специалистами не только свой район, но и другие районы.

— Освоение новых месторождений полезных ископаемых предполагает развитие инфраструктуры. Каковы перспективы нашего района в этом направлении?

— В проект включен каркас пространственного развития Якутии, куда входит и Восточный вектор (Якутск — Хандыга — Усть-Нера). В формирование опорной сети федеральных автодорог входит и автодорога «Колыма» (Нижний Бестях — Хандыга — Усть-Нера — Магадан), и строительство моста через реку Алдан и автодороги «Яна» (553-км а/д «Колыма» — Батагай — Усть-Куйга — Депутатский — Белая Гора). В рамках строительства и реконструкции аэропортов, входящих в состав ФКП «Аэропорты Севера», у нас в плане строительство аэропорта «Хандыга». До 2017 года продолжится строительство магистральной ВОЛС «Колымский экспресс» на участке Нижний-Бестях — Магадан, в результате прокладки которого к высокоскоростному Интернету будут подключены более 30 населенных пунктов пяти районов, в том числе Томпонского, расположенных вдоль трассы автодороги федерального значения «Колыма». Произойдет развитие энергетической инфраструктуры, повысится надежность энергоснабжения потребителей. По развитию туризма включено создание мемориального комплекса «ГУЛАГ» в селе Теплый Ключ.

— Подключения еще каких пунктов в проект район будет добиваться?

— Да, есть ряд пунктов, включение которых в проект считаю необходимыми. Это продолжение строительства автодороги «Алдан». В совершенствование логистики доставки грузов и товаров включили замещение 106 тыс. тонн угля, завозимого ежегодно из шахты «Джебарики-Хая» для теплоснабжения жителей Арктической зоны, на их взгляд, на наиболее эффективный вариант — на доставку твердого топлива из Зырянского угольного разреза. Мы не согласны с этим, так как транспортная схема в таком случае будет более сложной и затратной. Тем более мы работаем над внедрением в жизнь проекта складирования угля в Тополином, будет вестись строительство автодороги «Яна». На федеральной автодороге «Колыма» нужно добиться строительства паромного причала на переправе через реку Алдан. Необходимы и дноуглубительные работы. Геологические исследования показали, что в нашем районе есть богатые месторождения нефти и газа. В связи с прогнозируемым ростом объемов добычи золота на территории Якутии до 30-35 тонн в год планируется создание собственного перерабатывающего завода, специализирующегося на переработке промышленных полуфабрикатов. Есть три варианта (город Якутск, поселок Хандыга, город Алдан) с местом расположения. Мы должны аргументированно доказать, что этот объект необходимо расположить в нашем районе. Для строительства завода на первом этапе необходимо составление технико-экономического обоснования и составление проектно-сметной документации. Ориентировочная стоимость работ по 1-му этапу (2017-2019 гг.) составляет 40-50 млн рублей. На состав работ 2-го этапа (2019 — 2021 гг.) входит согласование строительства с Минфином РФ, проектирование и строительство. Ориентировочная стоимость 2-го этапа — 500-700 млн. рублей. Надо работать и по созданию территории опережающего развития — экономической зоны со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями для привлечения инвестиций ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения.

— По агропромышленному комплексу какие перспективы?

— У нас построено картофеле- и овощехранилище на 500 тонн единовременного хранения. Надо завершить оставшиеся работы. Строительство убойного пункта мы планируем в Тополином. В нескольких селах построены коровники на 100 голов скота, есть конебазы. Продолжим работу в этом направлении. Локальные водопроводы были введены в селах Мегино-Алдан и Крест-Хальджай, на очереди другие села. Как не раз говорил, мы должны обеспечивать продукцией не только свой район, но и северо-восточные районы.

Внедрение этого проекта в жизнь даст большое развитие социально-экономическому развитию Якутии, в том числе Томпонскому району.