Жизнь в районах: Таттинский улус – колыбель якутской литературы

1324

Таттинский улус находится в Центральной Якутии. Район считается колыбелью якутской культуры. Здесь родились выдающиеся деятели якутской культуры, политические деятели, народные мастера. Таттинский улус знаменит музеями в с.с. Ытык-Кюель и Черкех. Здесь живут удивительные люди, таланты от природы, истинные хранители редкого ремесленного дела, мастера национальной утвари. Таттинцы отличаются чувством патриотизма и любви к своей малой родине, умеющие и желающие изучать и охранять природу родной земли. Поэтому в Татте любой житель может познакомить с природными и культурными достопримечательностями: памятниками природы и культуры, музеями, памятными местами, овеянными былями и легендами. 


Герб утвержден решением Таттинского улусного Собрания народных депутатов от 29 октября 2004 года №17-4.

Дата принятия: 29 октября 2004 года.
Номер в Геральдическом регистре РФ: 1716.
Автор герба: Неустроев Борис Федорович-Мандар Уус.

Описание герба. «В золотом поле зеленое древо жизни «Аал-Луук мас» в виде ствола с попарно расходящимися ветвями без числа, на концах загнутыми и процветшими. Во главе семь серебряных дугообразно расположенных якутских алмазов (фигуры в виде поставленных на угол квадратов, каждый из которых расторгнут на шесть частей: накрест и наподобие двух сходящихся по сторонам стропил)».

Центральная фигура герба — стилизованное изображение священного мифологического дерева народа саха «Аал-Луук мас», символизирующего собой духовное и культурное развитие, тягу к жизни. Алмазы в особой стилизации, аналогичной в Государственном гербе Республики Саха (Якутия), обозначают административно-территориальную принадлежность муниципального образования к Республике Саха (Якутия).

Туристический маршрут на территории Таттинского улуса

Сегодня мы предлагаем путешествие по памятным местам Татты по федеральной трассе Колыма, идущей из Якутска до Магадана. Это история Таттинского улуса.

Особенной достопримечательностью Таттинского улуса является граница Чурапчинского и Таттинского районов, где можно увидеть памятник Олонхосуту, атрибутике гостеприимства. Здесь показана старинная посуда кумысопития, благодарения матушке-природе на берегу речки Татты.

Недалеко от границы на правой стороне находится село Кыйы, где родился основоположник коллективного исполнения игры на хомусе на сцене Лука Николаевич Турнин, нынче исполнилось 100 лет со дня рождения. У села возвысится памятник Хомусу, а в самом селе расположен музей, посвященный творчеству и жизнедеятельности великого хомусиста-пропагандиста. Лука Николаевич в 1957 году организовал участие молодежного коллектива хомусистов на сцене Колонного зала г. Москвы в рамках международного фестиваля молодежи. Участники той группы хомусистов, 5-6 человек, ныне уважаемые 80-летние люди, живут в селах Ытык-Кюель, Черкех, Кыйы, Боробул.

В двадцати минутах от села Кыйы справа от трассы находится село Черкёх, где родился и вырос великий писатель, основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, видный общественный, государственный деятель, учёный-лингвист, фольклорист Платон Алексеевич Слепцов-Ойунский. В 2018 году республика будет отмечать 125 лет со дня его рождения.

В Черкёхе также родился и вырос народный писатель, драматург, учитель, музеевед, краевед, основатель и руководитель монументальных историко-краеведческих, исторических, литературных музеев-заповедников Дмитрий Кононович Сивцев-Суорун Омоллоон.

На территории Черкехского музея имеются балаганы, дома, церкви, часовни, ураса, главный экспозиционный корпус музея, музей государственности под открытым небом. Во всех объектах можно ознакомиться с предметами быта, культуры, хозяйства прошлых веков.

Далее всего в нескольких километрах от Черкёха справа от трассы — памятник, посвященный «великому совещанию» птиц «Көтөрдөр мөккүөрдэрэ» («Спор птиц») по мотивам стихотворения Платона Ойунского. Отсюда, спускаясь вниз, направо в двух километрах есть школа, где учился маленький Платон. Там же бюст-памятник писателю.

На восточной стороне речки Татты по пешеходному мосту переходим на родное место — алаас Дэлбэрийбит, где родился и вырос Платон Алексеевич. В памятнике Буор Кут хранится земля из места, где, по предположениям, покоится тело Ойунского.

С правой стороны трассы можно увидить надмогильный памятник-сооружение Суорун Омоллоону, где хранится его священное тело. На это месте многие приходят поговорить о литературе, искусстве, истории народа саха, также поклониться памяти великого писателя и общественно-культурного деятеля.

Слева от трассы расположен памятник основоположнику Жохсогонского, Тыарасинского, Черкёхского наслегов Кээрэкээн Ойууну (шаману) (автор Илиан Павлов, уроженец с. Ытык-Кюель) в местности Тохтобул. Монумент ограждён трехступенчатой изгородью (үс үүттээх үс хос күрүө) в защиту населения от злых духов.

Справа от трассы в 1-2 км можно посетить озеро Халамнаайы, где Платон Ойунский ещё в подростковом периоде просил милостыню, чтобы дожить до времён отмщения от баев, тойонов. Природа-матушка одарила это место рыбой, чему Платон посвятил знаменитый рассказ «Оҕо куйуурдуу турара». На берегу этого легендарного озера находится памятник «Мальчик-рыбак». Здесь же славится памятник «Олоҥхо бухатыыра» («Дьулуруйар Ньургун Боотур – борец за свободу и благосостояние народа саха»).

Здесь же также есть мемориал жертвам репрессий 30-х годов XX века, местность Саппыйа, где Платон Ойунский выступил в последний раз перед земляками.

В 5-6 км справа от трассы находится село Боробул, где в Жохсогонском наслеге родились и выросли основатель якутской художественной литературы, автор знаменитого стихотворения «Байанай алгыһа» («Благодарение Байанаю»), учёный-фольклорист, поэт и писатель, публицист, общественно-культурный деятель Алексей Елисеевич Кулаковский-Өксөкүлээх Өлөксөй. В этом селе родился и поэт, драматург, общественно-культурный деятель, автор знаменитого стихотворения-песни «Үрүҥ туллук эрэ мөлбөстүүр» Анемподист Иванович Софронов-Алампа. Здесь находится литературный музей в Жохсогонской средней школе, также бюст основоположника жилищно-коммунального строительства в Якутии Анания Кононовича Андреева.

В 10 км от села Боробул справа от трассы расположен районный центр — Ытык-Кюель. Село начинается с памятника Великому Хоро, старику на быке. Именно он назвал проплывающую через Ытык-Кюель речку Таттой.

Заезжая в село по улице им. Э.К. Пекарского справа видим памятник Дмитрия Ананьевича Петрова, участника Великой Отечественной войны, полного кавалера орденов Славы. Памятник находится во дворе Ытык-Кюельской средней школы №2, которая носит его имя. Слева — памятник отважному герою-односельчанину, бойцу Советской Армии, спасшему многих однополчан от пожара Нажиму Нестереву.

Далее на территории бывшей МТС-станции сельскохозяйственной техники организовали памятник первым тракторам района, на одном из которых работала первая трактористка Анна Никандровна Кириллина.

Свернув направо на улицу Ленина, на перекрёстке с улицей Ойунского можно увидеть памятник Платону Ойунскому, сквер Литературы. По улице Ойунского сконструированы памятники трём писателям, просветителям-реалистам, памятник А.И. Софронову-Алампа во дворе Ытык-Кюельской средней школы №1, где писатель изображен со снегирём, готовящемся улететь на свободу. На этой улице также разбили сквер, посвящённый строителям ЖКХ.

Также в центре Ытык-Кюеля сооружены сквер и памятник А.Е. Кулаковскому, сквер века селу, часовня Дмитриана Попова, стела, посвященная участию в республиканском ысыахе первых президентов Российской Федерации Бориса Ельцина, Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева.

Особое место в турмаршруте займёт посещение литературно-художественного музея-заповедника «Таатта» в местности «Хадаайы», который создан Д.К. Сивцевым-Суорун Омоллооном, где хранятся неповторимые образы-памятники Д.К. Сивцеву, А.И. Софронову-Алампа, первому профессиональному художнику-живописцу, краеведу, фотографу, пропагандисту, хранителю якутской культуры в знаменитых российских и зарубежных музеях Ивану Васильевичу Попову, есть дома-музеи всех основоположников якутской реалистической литературы, знаменитой оперной певицы Анны Ивановны Егоровой, памятник-церковь, дань духовности народа саха, буор-кут А.Е. Кулаковского.

На южной стороне напротив музея-заповедника, с левой стороны речки Хадаайы, на центральной поляне можете восхититься современным созданием символа высокого одухотворения человека-саха и поклониться великому священному дереву Аал-Луук мас, сотворенному философом, знатоком истоков якутской духовности, живописцем, орнаменталистом, учителем от природы, мастером на все руки, общественно-культурным деятелем Борисом Фёдоровичем Неустроевым-Мандар Уус.

В 12 км от села Ытык-Кюель в сторону Магадана, слева родной алас Д.А. Петрова Иитимээйи и памятная скала в местности Таастаах, посвященная ему.

Примерно в 30 км находится избушка-амбар Всеволода Михайловича Ионова, политссыльного, основателя образования в Дженкюдяйском (Уолбинском) и Жохсогонском наслегах, мужа олонхосута, лингвиста, фольклориста, уроженки Уолбы Марии Ионовой-Андросовой.

В 35 км по трассе слева находится село Уолба, где родился и вырос знаменитый народный целитель Фома Чашкин-Куома Чааскын. К въезду в село возвышается памятник ему. Средняя общеобразовательная школа носит имя Владимира Ильича Ленина. В образовательном учреждении хранятся крупные памятные изображения: белый бюст из гипса В.И. Ленина, подаренный Баягинской средней школе администрацией Ульяновской областной партийной организацией в начале 70-х годов XX века, переданного после Уолбинской школе. У входа в образовательное учреждение также находится бронзовый бюст вождя пролетарской страны.

Так, примерно в 90 километрах по трассе «Колыма» на территории Таттинского улуса можно ознакомиться с историей и культурой района.

Гимн Таттинского улуса
Саха ырыата

Тыгын кырдьаҕас саҕаттан
Тымыр-сыдьаан тылламмыт
Тырыттыбат дьылҕалаах
Тыйыс саха аатыран,
Тыыллан-үөскээн иһиэҕиҥ!

Үгүс элбэх үйэлэргэ
Үөрдэһэн-тардыһан үөскээбит
Үрүҥ дьөһөгөй өллөйдөөх,
Өрөгөй-талаан үктэллээх
Өбүгэ саха буолабыт!

Саргы-дьаалы улааттын!
Сахалыы саҥа сатараатын!
Саха омук сайыннын!
Уруй! уйгу! уруй-айхал!

Урусхан-уохтаах күннэргэ
Умуллан-самнан биэрбэтэх
Уруй-туску оҥоһуулаах,
Одун-буурай олохтоох,
Урааҥхай саха буолабыт!

Үлүгэр-алдьархай күннэргэ
Үллэр үрдүк өрөгөйдөөх,
Үөмэн тиийбэт үрүттээх
Үтүө саха аатыран,
Үүнэн-үрдээн иһиэҕиҥ!
Саргы-дьаалы улааттын!
Сахалыы саҥа сатараатын!
Саха омук сайыннын!
Уруй! уйгу! уруй-айхал!

Дирбиэн-дарбаан күннэргэ
Түһэн-охтон биэрбэтэх,
Төлкө-түөрэх дьүөрэлээх,
Саха төрүт төрүөҕэ
Төбүрүөн түмсэн турабыт!

Самнан түспэт саргыга
Салаллан-тэриллэн үөскээбит
Сайаҕас-дьэҥкэ санаалаах
Саха урааҥхай аатыран,
Сайдан-элбээн иһиэҕиҥ!

Саргы дьаалы улааттын!
Сахалыы саҥа сатараатын!
Саха омук сайыннын!
Уруй! уйгу! уруй-айхал!

А.И.Софронов тыллара, В.Н.Протодьяконов мелодията