Эксперты: В Якутии назрела необходимость реформирования ряда министерств

6202

Предстоящие изменения в структуре органов власти Якутии позволят выстроить более эффективную работу, ориентированную на конкретные результаты, считают эксперты, опрошенные ЯСИА. Речь идет об упразднении и передаче полномочий ряда министерств. 


Напомним, в ближайшее время администрацию главы и правительства Якутии, а также кабинет министров региона ожидают существенные структурные изменения. В частности, фактически решен вопрос об упразднении двух министерств: по федеративным отношениям и внешним связям, а также по делам предпринимательства и развития туризма. Вместо них будет создано новое министерство инвестиционного развития.

«Разного рода слияния, разделения — это обычная практика в структуре органов власти. Что касается министерства по делам предпринимательства, то на федеральном уровне подобный орган был упразднен более десяти лет назад. Его функции передали Минэкономразвития РФ. Я считаю, есть определенные опасения в плане того, что нужды предпринимателей будут менее важными в случае объединения с другим министерством. Важно, что в республике проводится большая работа по поддержке малого и среднего бизнеса, и она должна быть продолжена», — отметил председатель Якутского регионального отделения общества «Россия-Япония» Николай Барамыгин.

В ситуации с ликвидацией министерства по федеративным отношениям Барамыгин, занимавший в свое время руководящие должности в ведомстве, считает важным условием сохранение связей, кадрового потенциала и наработок, сложившихся с МИДом России. В определенной степени это имеет отношение и к межрегиональным связям.

Упразднение Минпреда — это правильное решение, подчеркивает председатель республиканского Союза товаропроизводителей Ирина Котенко. «Министерство в основном занималось раздачей «слонов» — оказанием различных видов государственной поддержки за счет бюджета», — говорит она. Принципиальное разногласие с позицией ведомства, по ее словам, заключается в том, что инициативы самих предпринимателей, адресованные властям и направляемые в профильное министерство, в итоге не были услышаны.

«Минпред указывал в своих резолюциях те мероприятия и пункты, которые было легче всего исполнять и согласовывать с другими ведомствами. Мы считаем, что данное министерство в таком виде не приносит пользы. На мой взгляд, целесообразно будет передать его полномочия и функции в министерство экономики и выделить отдельное управление или комитет по развитию предпринимательства», — заявила Котенко.

Решение провести реструктуризацию этой системы обусловлено не только оптимизацией работы министерств, малый бизнес ждут качественные изменения, считает общественный представитель Агентства стратегических инициатив Леван Саакадзе.

«Мы надеемся, что так произойдёт. Ключевым показателем для нас остаётся эффективность. Если система поддержки малого и среднего бизнеса в республике будет развиваться, пополняться новыми механизмами, будет прозрачной, исключит дублирование, а главное, останется эффективной с точки зрения конечного потребителя — человека дела, то якутские предприниматели высоко оценят такие изменения», — уверен он.

Директор финансово-экономического института СВФУ, сопредседатель якутского регионального отделения ОНФ Александр Кугаевский считает, что необходимо сохранить министерство по федеративным отношениям и внешним связям как отдельный орган исполнительной власти: «Мы уже переживали такие объединения министерств. Минэкономики объединялось с Минфином, но тогда ничего не получилось. Это совершенно разные сферы деятельности, не уверен, что есть смысл их объединять. Сегодня, когда восточный вектор развития России приобретает все большее значение, предполагается очень большой объем работы со странами Тихоокеанского региона, поэтому нужно будет ясно определить функции и стратегические задачи министерства внешних связей, которое, на мой взгляд, стоит сохранить. Иметь деловые отношения с японцами, китайцами, корейцами — непростая задача, у них совершенно другая ментальность, нужна специальная подготовка, чтобы работать с ними». 

Добавим, что, по мнению действующего министра образования Феодосии Габышевой, слияние возглавляемого ею ведомства с министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров является продолжением современных тенденций по укрупнению и объединению органов власти: «Если взять модель на федеральном уровне, то Минобрнауки России является комплексным ведомством, объединяющим всю систему образования. Такие примеры есть во многих субъектах страны – там обычно дублируют центральную структуру. Министерства образования, профобразования, по делам молодежи и семейной политике в этой модели оказываются в одной системе».

Изменения в структуре правительства связаны с усилением работы по решению экономических вопросов, отмечает политолог, кандидат исторических наук, доцент СВФУ Ольга Парфенова. «Это российский тренд и необходимость — в решении экономических вопросов теперь видят самое главное. Заметно это и по последним реформам, проведенным в правительстве республики. Считаю правильным и решение по объединению министерства образования и министерства профессионального образования, подготовки и расстановки кадров – они находятся в одной системе и во многом дублировали друг друга», — рассуждает эксперт.

О том, что определенные преобразования в структуре и аппарате правительства республики неизбежны, в ходе ежегодного послания парламенту и общественности региона заявил глава Якутии Егор Борисов.

«Мы переходим на проектное управление экономикой. Делаем ставку на местное производство, дальнейшее оживление малого бизнеса, привлечение инвестиций. Обострение проблемы занятости требует более кропотливой работы. В связи с этими установками возникает необходимость перехода тех или иных министерств и ведомств на другую функциональную ступень. Чтобы содержание и качество работы органов власти соответствовало запросам общества и тем целям, к которым мы стремимся», — сказал он.

Егор Борисов: В правительстве Якутии произойдут структурные изменения