Совместный контроль: В Якутии закупки для органов власти будут проходить общественную экспертизу

Закупки для органов власти Якутии будут проходить общественную экспертизу. Предложение о создании рабочей группы, поступившее от активистов регионального отделения ОНФ, было поддержано 15 октября на заседании парламентского пресс-клуба. Поводом для этого послужила предстоящая покупка автотранспорта для депутатов Госсобрания республики, которую «фронтовики» посчитали расточительством.

131

«Публикация на одном из городских сайтов — «Единогласно «за»! В Ил Тумэне закупают внедорожники и элитную мебель» вызвала общественный резонанс. Комментарии к ней зачастую переходили рамки обсуждения. Сегодня мы собрались здесь, чтобы услышать мнения журналистов, представителей общественности, депутатов», — сказал, предваряя встречу, советник по обеспечению организационной работы Госсобрания Андрей Антонен.

Главной темой разговора стало, что считать расточительностью и по каким критериям ее оценивать.«Насколько обоснована закупка новых автомашин в нынешней ситуации?», — этим вопросом задались активисты ОНФ и журналисты интернет-сайта «Якутия-инфо». По их мнению, приобретение 12 автомобилей «УАЗ-патриот» и 6 машин представительского класса не относится к первоочередным нуждам. Более того, именно последние вызвали споры, порой переходящие в обсуждение технических особенностей моделей. Но речь больше шла о цене, за которую, по словам членов ОНФ, «можно приобрести более дешевые марки». В качестве аргумента руководитель местного отделения Фронта Валерий Лютый приводил распоряжение правительства РФ об ограничении стоимости автомобилей, закупаемых для чиновников. По сути заявления общественников сводились к известному выражению: «Автомобиль — это не роскошь, а средство передвижения». Они призывали парламентариев помнить о морали, нравственности и ответственности перед избирателями.

Со своей стороны члены депутатского корпуса мотивировали срочность закупок тем, что на сегодняшний день практически весь автопарк, обслуживающий Госсобрание, а это 25 единиц техники, фактически выработал ресурс, о чем свидетельствовали видеокадры с комментариями водителей. Более того, поддержание машин в надлежащем техническом состоянии обходится дороже, чем приобретение новых. Как сообщил Антонен, при формировании республиканского бюджета на текущий год на закупку автотранспорта было заложено 48 млн рублей. «Но учитывая необходимость оптимизации расходов, депутаты сами приняли решение сократить эту сумму практически вдвое, до 25 миллионов», — сказал он.

Кроме этого, нельзя забывать о том, что Госсобрание — это высший законодательный и представительный орган субъекта, имеющий соответствующий статус и полномочия, на которые распространяются требования протокола, в том числе во время визитов чиновников федерального уровня, иностранных делегаций, гостей из других регионов. Но важно не только это. Депутатская деятельность предусматривает регулярные выезды в районы, что в наших условиях создает значительные трудности, связанные с расстояниями и качеством дорог. Имеющийся автопарк не выдерживает таких нагрузок, даже с учетом того, что он обслуживается на так называемой «президентской» автобазе. Следует учесть и то, что несмотря на «вездеходность», отечественные автомобили по экономичности, срокам эксплуатации и техническим параметрам значительно уступают зарубежным аналогам.

«Требования, заявленные на конкурс (по приобретению автомобилей.- ЯСИА) соответствуют законодательству о госзакупках. Более того, в ходе аукциона ставка делается на понижение стоимости», —отметила вице-спикер Госсобрания Ольга Балабкина.

В ходе дискуссии высказывались различные точки зрения. Полемика сводилась от призывов предоставить народным избранникам исключительно автомобили российского автопрома до подозрений в манипулировании общественным мнением.

После дебатов участники сошлись во мнении о необходимости поиска компромисса с учетом объективного положения дел.

Как отметил модератор встречи, журналист и активист ОНФ Антон Жондоров, региональное отделение будет вплотную отслеживать заявки органов власти, размещаемые на сайте госзакупок. В качестве компромиссного решения, поддержанного другими участниками, было предложено создать рабочую группу с привлечением представителей общественности, СМИ, депутатов и чиновников, которая будет проводить экспертизу конкурсных заявок органов власти.

«Мы не собираемся подменять деятельность действующего Госкомитета (по регулированию контрактной системы в сфере закупок.- ЯСИА). Это будет площадка для выработки взвешенной оценки по тем или инымфактам, которые могут быть по разному восприняты в обществе», — сказал он.

«Сегодня мы услышали разные, порой полярные мнения. Главное, что подобные встречи будут продолжены. Госсобрание готово обсуждать любые темы, мы открыты для конструктивного диалога. Что касается темы нашей встречи, то необходимо, чтобы депутатский корпус в полном объеме исполнял свои обязанности в соответствии с действующими конституционными законами о Госсобрании и о статусе народного депутата», — заключил Андрей Антонен.