Как сообщил председатель РСХПКК Сергей Иванов, при обсуждении проекта закона ими выработаны следующие предложения для включения в нормативный акт:
— Аграрная политика должна предусматривать поддержание механизмов, увеличивающих товарное производство в заданных условиях. Нами внесен ряд предложений, в основе которых лежит поддержание и стимулирование развития сельскохозяйственной кооперации, как такого механизма.
Считаем, что в условиях преимущественной концентрации основного репродуктивного скота у ЛПХ и ИП (КФХ) (76% коров), высокого удельного веса производства продукции сельского хозяйства у данных категорий (51% продукции в действующих ценах), мелкоконтурности сельскохозяйственных угодий, аккумулированных преимущественно у мелких ИП (КФХ), кооперация является единственным механизмом повышения уровня товарности производства.
При этом сельскохозяйственная кооперация по отраслевому принципу может достичь ощутимых результатов только при системном подходе. В Якутии развита кооперация по отраслевому принципу – созданы обслуживающие кооперативы по разным направлениям, перерабатывающие кооперативы по улусам, успешно работают республиканские кооперативы. Однако, если дальше не развивать эту политику, то объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей на кооперативной основе может быть нарушено.
Ключевым вопросом в условиях расширения сельскохозяйственного производства является внебюджетное финансирование деятельности, в частности кредитование. Подход банков к финансированию деятельности организаций АПК предусматривает учет отраслевых рисков и существенные резервные механизмы, приводящие к удорожанию кредитов. В условиях объективно низкой рентабельности производства, это недопустимо. Развитие банковского сектора в нашей республике демонстрирует унификацию подходов по плотности населения и обеспечиваемым оборотам. Наши сельские территории являются для коммерческих банков абсолютно не интересными ни по первому, ни по второму критерию. В то же время сельскохозяйственное производство в условиях удаленных северных территорий требует особых подходов к финансовому обеспечению производства, снабжения, сбыта продукции.
Наиболее подходящим вариантом финансирования села и сельского хозяйства является сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация. Данный механизм необходимо расширять и стимулировать. Вопросы расширения доступности кредитных ресурсов, содействие формированию действенных механизмов привлечения внебюджетных средств должны стать частью государственной политики.
Также в законопроекте предусмотрено развитие направления страхования, в том числе через деятельность сельскохозяйственных потребительских страховых кооперативов. Стоит отметить определенные сложности в реализации данного направления. Несмотря на декларирование страховой деятельности на кооперативной основе в Федеральном законе 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в действующем нормативно-правовом регулировании страховой деятельности по Закону РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 13.07.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сельскохозяйственные потребительские страховые кооперативы не рассмотрены в качестве субъектов. Сегодня весь финансовый рынок находится под регулированием Центрального Банка России, который также не рассматривает деятельности таких кооперативов законной. Следовательно, данный вопрос требует проработки в первую очередь на федеральном уровне. В противном случае, он останется очередной декларацией, невозможной к исполнению.
Спорным является и дифференциация путем выделения отдельных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей, попадающих под государственную поддержку (опорные сельскохозяйственные организации, начинающие фермеры). Для якутян сельское хозяйство является не просто доходным делом, а скорее образом жизни для сельского населения. Потенциал развития этого направления, вопреки мнениям скептиков, очень большой именно за счет стимулирования населения, создания новых форм хозяйствования.
Получение равных условий без дополнительных градаций на «своих» и «не своих» позволит достичь более высоких результатов в увеличении валовой продукции сельского хозяйства, самообеспечении населения качественными сельскохозяйственными продуктами, повышении доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.