Александр Жирков: Работа над законопроектом о развитии Арктической зоны РФ идёт достаточно медленно

158

Спикер якутского парламента Александр Жирков принял участие в работе круглого стола на тему «Законодательное обеспечение развития и освоения Арктики», который состоялся в Госдуме 24 февраля.


На мероприятии обсуждены вопросы, включённые в план работы секции природопользования и экологической безопасности Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Это вопрос о внесении изменений в природоохранное законодательство в целях усиления ответственности за загрязнение Арктической зоны РФ и развития национальной системы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды Арктической зоны РФ.

В своём выступлении председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Якутии Александр Жирков обратил внимание на ряд концептуальных моментов. Прежде всего, отметил, что «работа над законопроектом о развитии Арктической зоны Российской Федерации идёт достаточно медленно».

Между тем, проблем социально-экономического развития Арктической зоны с учётом природно- климатических и экономико-географических факторов, много. Это неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, высокие тарифы, высокая степень износа жилищного фонда, коммунальных систем, социальной инфраструктуры, высокая доля социально незащищённых слов населения, сокращение доли трудоспособного населения в результате миграционного оттока. Арктика при этом является почти не освоенной в хозяйственном отношении территорией Российской Федерации, что объясняется наибольшей капитало-, трудо-, энергозатратностью.

Александр Жирков напомнил, что затягивается разработка проекта федерального закона о развитии дальневосточных территорий. Спикер Ил Тумэна выразил уверенность, что создавать благоприятные условия для бизнеса и проживания людей на всей территории Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации необходимо в комплексе, одновременно установив меры как экономического, так и социального стимулирования. По мнению председателя Ил Тумэна, наилучшим механизмом такого регулирования является принятие комплексных законов. Комплексность предусматривает более детальную проработку вопросов интенсификации региона в целом, включая вопросы развития территорий, вопросы экологического, этнологического сопровождения проектов, вопросы социальной инфраструктуры и т.д.

При этом, по мнению Александра Жиркова, базовый арктический закон содержательно будет значительно отличаться от такого же базового по отношению к Дальнему Востоку и Байкальскому региону, так как в Арктике более жёсткие условия, там требуются несколько иные подходы и инструментарии. «Сейчас, с точки зрения законодателя, главная цель предпринимаемых усилий – это создание новых правовых механизмов для выравнивания условий развития этого макрорегиона», — подчеркнул он.