«Туймаада-Агроснаб» предложила меры по увеличению завоза овощей на север Якутии

344

Завершилась навигация для флота компании «Туймаада-Агроснаб», который в этом году пополнился сухогрузом СПО-826 грузоподъемностью 800 тонн. Однако овощей на Севере до сих пор не хватает. На днях руководство предприятия озвучило план по дальнейшему усилению флота, что приведет к значительному увеличению поставок.


Ранее на республиканском совещании по итогам навигации председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Юрий Зайцев в своем докладе отметил: «На особом контроле находилась доставка 551 тонны картофеля и овощей в северные и арктические районы. Республиканским оператором ОАО «Туймаада-Агроснаб» были проведены мероприятия по обработке, подготовка картофеля и овощей на начальном этапе, а также выдерживание соответствующих требований тары при длительной перевозке. Были оперативно решены вопросы отгрузки и хранения на местах. Благодаря принятым мерам претензий к качеству картофеля и овощей у населения арктических районов отсутствуют».

Далее председатель госкомитета продолжил: «В навигацию было передано судно СПО-826 для завоза овощей для потребителей. В будущем необходимо продолжить работу по усилению материально-технической базы ОАО «Туймаада-Агроснаб», в том числе за счет передачи двух судов-плавмагазинов «614» и «Петр Вахромеев» ОАО «ЛОРП».

Юрий Зайцев: План по завозу грузов водным транспортом успешно выполнен

Северный завоз картофеля и овощей и вывоз рыбы силами судов-рефрижераторов «Магдебург» и «Михаил Мальчиков» каждый год проходит в сложнейших условиях. В начале сентября теплоходы уходят из Якутска с картофелем и овощами и успевают зайти на четыре северных реки, преодолев два моря, и возвращаются в октябре с грузом рыбы, часто завершая навигацию на северной Лене. В этом году план завоза картофеля и овощей водным транспортом выполнен на 102%. Рыбы вывезено на 7 процентов больше, чем в прошлом году. В навигацию 2017 года перевезено 2953,1 т грузов (в 2016 – 1922,2 т).

Но картофеля и овощей по социально низким ценам северу по-прежнему катастрофически не хватает. Также можно вывозить больше рыбы, чтобы обеспечить работой и более высокими доходами рыболовецкие хозяйства, а в центральной Якутии сдерживать цены на белорыбицу.

Для решения этих насущных вопросов ОАО «Туймаада-Агроснаб» предложила реализовать комплекс мер как по наращиванию флота, так и по созданию инфраструктуры. Первое – получение в уставной капитал теплохода СПО-826 (который пока взят в аренду у казенного предприятия РС(Я) «Арктическая транспортная компания»). Данное судно призвано вывозить картофель из Олекминского и Хангаласского улусов, в том числе ранние сорта, если их там начнут выращивать. Также оно может вывозить рыбу с низовьев Лены, когда теплоходы-рефрижераторы будут на морских участках. Также заниматься перевозкой социально значимых продовольственных товаров и тарированных нефтепродуктов в труднодоступные населенные пункты Булунского улуса – Кюсюр, Сиктях, Таймылыр. Данное судно имеет аппарель, по которой грузы могут завозиться прямо на палубу. В дальнейшем на него можно установить три реф-контейнера по 40 т каждый и вывозить, к примеру, всю рыбу артели «Арктика» (имеет квоты на добычу 100 т), загружать ее на «Мальчикова» и возвращаться в рыболовецкие участки.

Второе: получение в уставной капитал теплоходов «Петр Вахрамеев», «Плавмаг-614» (сейчас принадлежат ЛОРПу), «Игарка» и «Геокриолог» (ТУ Росимущество в РС(Я).

Первые два судна могут собирать рыбу в низовьях Лены, использоваться для торговли с сельхозпроизводителями и коммерческими организациями в верховьях и низовьях Лены. «Геокриолог» может перевозить мобильные бригады по островам для заготовки сена и сбора картофеля и овощей. Также это судно может тянуть баржу с грузом в 100 т и вывозить картофель из Исита Хангаласского улуса. «Игарка» может завозить грузы в Анабарский улус и вывозить оттуда рыбу (сейчас суда с такими рейсами туда не ходят). Раньше с Анабара вывозили 500 т рыбы, а сейчас всего 40-50 т. Также этот корабль может завозить сельхозпродукцию в Иркутскую область.

Что касается инфраструктуры, то компания предлагает организовать два логистических центра – один в Среднеколымске, второй – в Удачном. Оттуда удобно вывозить грузы в соседние улусы, в том числе до открытия автозимников. Сейчас из этих населенных пунктов вертолеты для работы в соседних улусах вылетают пустыми, а после организации центров будут загружены продовольствием. В Среднеколымском районе много озерных рыболовецких участков, и рыба оттуда сейчас вывозится только зимником, а в логистическом центре ее можно будет собирать практически круглый год и вывозить в навигацию.

Также «Туймаада-Агроснаб» ведет работу по открытию овощехранилищ в Найбе и Тикси Булунского улуса, других местах Севера. Например, в Тикси планируется использовать заброшенный склад – сейчас решается земельный вопрос с администрацией.

На совещании по итогам навигации флота «Туймаады-Агроснаб» заместитель министра сельского хозяйства и продовольственной политики республики Семен Потапов отметил, что все эти вопросы актуальны и являются жизнеобеспечивающими для Арктики. В ближайшее время планируется провести совещание совместно с министерством имущественных и земельных отношений РС(Я), территориальным управлением Росимущества.